- Я прикинул: до лагеря и обратно выходило 57 километров, - рассказывает он, - а у меня в баке только 4 литра бензина. Я к старшему врачу: у вас же есть канистра неприкосновенного запаса - заправьте, иначе встану в лесу. Бензин не дали, и я отказался ехать, чтобы не брать грех на душу.
Тогда отправили автомобиль с подстанции поселка Белые Берега, а Пахомову влепили выговор за ослушание. История показательная: между водителями и руководством "Скорой помощи" уже давно нет лада. Основным раздражителем стало плачевное состояние автохозяйства и низкое жалованье. Водители сочли, что их незаконно лишили доплат за совместительство. На этом, утверждает член водительского совета Николай Серегин, некоторые за последние годы потеряли По-своему оценил ситуацию уже по 70-80 тысяч рублей:
- После жалобы в инспекцию по труду, которая признала наши требования справедливыми, лишили других доплат. Конторские получают "за напряженный труд", а вот мы, оказывается, трудимся расслабленно, нам ничего не положено. Люди начали увольняться, а в гараже простаивают по 20 машин. Какая же это "скорая", если больные порой по три часа ждут врачей? Автомобили разбиты, ремонтировать их негде.
Да и вся медицина Брянска неуклонно тонет в трясине неурядиц. Сейчас городу не хватает более 160 врачей. Поликлиники наполнились раздраженными очередями. В "скорой" положение еще хуже: почти половина врачей уволилась, многие отправились на заработки в Москву.
- Я понимаю коллег, - говорит врач подстанции N2 Дмитрий Аладышев. - Моя ставка - 2 тысячи рублей, со всеми доплатами едва выходит 5. А мы и туберкулезных больных обслуживаем, и инфекционные попадаются. За все нужны надбавки, а у нашего начальства один ответ: денег нет. Чиновников в управлении здравоохранения немало, а выездные бригады куцые.
Фельдшер Сергей Ложатников добавляет:
- Из-за нехватки медиков я не только измеряю давление у пациента, но и оказываю помощь тяжелобольным, сердечникам. Я и носильщик, и перевозчик, и консультант.
Как кризисное расценивает положение "скорой" Галина Качура, заведующая подстанцией N 5, которая считается одной из лучших в городе:
- Мы спорили с главным врачом по поводу фельдшеров. На его взгляд, их хватает, но ведь эти девочки только успевают устроиться, как уже увольняются. Даже на моей подстанции за год ушли пять фельдшеров. Их не устраивает ни зарплата, ни отношение пациентов. Им хамят, их кусают домашние собаки. На наших допотопных машинах по разбитым дорогам поездить - калекой станешь. Травматизм среди врачей самый высокий в городе. А отдыхать и заботиться о своем здоровье некогда. Большинство моих коллег работают по 10-14 суток в месяц - и за эти подвиги получают 4 тысячи рублей.
Заместитель главного врача станции "Скорой помощи" Надежда Алабушева со столь мрачными оценками коллег не соглашается, хотя признает, что службе не хватает современной аппаратуры. Все подстанции ютятся в неказистых помещениях, а обветшавшая центральная диспетчерская производит и вовсе угнетающее впечатление. Тем не менее, по словам Алабушевой, все вызовы обслуживаются вовремя:
- Вот статистика последних суток: на 350 вызовов было только 28 опозданий. Причина в том, что вместо 40 бригад работают от 23 до 33. То есть десятка машин всегда не хватает.
И хотя руководителей станции уже раздражают требования водителей, они не могут не понимать, что их подчиненные, по сути, отстаивают интересы всей "скорой", а стало быть, всех горожан. Надежда Алабушева с завистью рассказывала, как здорово поставлена служба неотложной медицинской помощи в Екатеринбурге: диспетчер видит, где в тот или иной момент находится каждая машина, в его распоряжении компьютеры и электронные карты. Уральские врачи получают по 8-9 тысяч рублей. Но в Центральной России по оснащению "службы 03" разве что столица может посостязаться с Екатеринбургом. Орел, например, испытывает те же трудности, что и Брянск. Развал важной медицинской службы заложен уже самой казной. В прошлом году требовалось хотя бы 58 миллионов рублей, но депутаты Брянского горсовета дали только 52,5. На нынешний просили 70 - расщедрились на 53. Правда, на днях закупили 25 "Соболей", предназначенных для "скорой". Но какие шоферы будут их обслуживать, если даже водители-ветераны уже не выдерживают?
До сих пор руководство города пеклось совсем о другом. В это трудно поверить, но часть гаражной территории "скорой" чиновники отдали под строительство частных гаражей. А в боксах сейчас стоят иномарки каких-то важных людей. Впрочем, главный врач Александр Ушаков говорит, что все они платят за место. Но водителям от того не легче, потому что зимой они не могут завести свои "черепки" с красными крестами на борту. Не знает, каким образом появились частные гаражи, и начальник управления здравоохранения Брянска Андрей Цыбанков. Он полагает, что скоро водители утихомирятся, потому что получат надбавки из областного бюджета. Но и Андрей Константинович, находящийся в гораздо более выгодном положении, чем водители, вынужден был завершить разговор призывом к государству всерьез взяться за здравоохранение и, в частности, за "скорую помощь". Еще лет 15 назад в Брянске за сутки заветные цифры "03" набирали около 150 человек, а сейчас - до 500.
Закон не дает права работникам "скорой" бастовать, поэтому совет водителей решил выразить свой протест иначе. Водители начали сбор подписей под письмом, в котором уведомят о голодовке администрацию города и свое руководство...