США уже не раз обещали нашей стране полную поддержку в вопросе вступления во Всемирную торговую организацию. На деле даже сегодня эта страна вместе с Канадой, Бразилией и Австралией и еще некоторыми государствами ставит перед Россией серьезные преграды на этом пути. В частности, американцы требуют от России открыть наш рынок для американской авиатехники, допустить в страну на равных условиях международный финансовый капитал (иностранные банки). Есть у США вопросы по сельскому хозяйству, а также по недостаточной защите в России интеллектуальной собственности...
Всего Россия вела переговоры с 54 странами, с 36 уже подписала протоколы о завершении переговоров. И, по информации зам. директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Владимира Ткаченко, в течение месяца-полтора тарифные переговоры будут завершены еще с 10 членами ВТО. Но позиции многих из них будут зависеть от наших договоренностей с США. Правда, американский президент Джордж Буш после недавней встречи с президентом РФ Владимиром Путиным еще раз заявил о заинтересованности США в скорейшем завершении переговоров с Россией по присоединению ее к ВТО. И даже пообещал "посмотреть, нельзя ли будет закончить наши переговоры по вступлению России в ВТО до конца текущего года".
То есть финиш близок. Вопрос лишь в том, какую цену наша страна заплатит за вступление в мировое торговое сообщество. Мнения экспертов здесь разделяются. Одни считают, что торопиться не следует, а нужно выторговать для себя наиболее благоприятные условия. Другие уверены, что каждый год промедления уже приносит России серьезные убытки: в страну, не желающую играть по общим правилам, не идет иностранный капитал, а вместе с ним передовые технологии.
По словам Германа Грефа, Россия "готова к интенсивному раунду переговоров с США с тем, чтобы до декабря нынешнего года снять все спорные вопросы". К ним глава Минэкономразвития отнес "финансовые и финансово-энергетические услуги, вопросы сельского хозяйства". В этой связи заявление другого российского министра-реформатора Алексея Кудрина - о том, что Россия не будет торопиться, - прозвучало несколько загадочно. Тем более что ранее Минфин был горячим сторонником скорейшего вступления России в ВТО. Может быть, в министерстве сделали новый расчет возможных потерь и приобретений и выяснили, что не так уж сладок будет пирог?