В этот раз пальма первенства по числу завоеванных наград досталась телеканалу "Культура". Десять бронзовых статуэток Орфея из 17 номинаций - такую рекордную для себя высоту "Культура" (как известно, лишенная телерекламы, а значит, и огромных материальных ресурсов), пожалуй, еще не брала. Среди победителей: программа критика Льва Аннинского "Серебро и чернь" (2 награды), передачи "Достояние республики" и "Ветров и Рифеншталь", а также целый ряд "внеэкранных" номинаций, награждение по которым прошло днем раньше. Однако самым неожиданным оказалось превосходство музыкальной программы о старинном композиторе Томазо Альбинони из цикла "Рукописи не горят" над "раскрученными" попсовыми проектами Первого канала "Фабрика звезд" и "Золотой граммофон".
Прошлогодний триумфатор по числу наград за собственные сериалы - телеканал "Россия" и в этот раз не сплоховал. Из 8 его Орфеев 6 - сериальные. В том числе за лучший телевизионный фильм "Честь имею" и лучший сериал "Всегда говори всегда", в котором, кстати, не прозвучало ни одного выстрела, что редкость по нынешним временам. А также лучшая мужская роль - Виталию Соломину за "Пан или пропал" (посмертно) и лучшая женская роль - Елене Яковлевой за "Каменскую-3".
Тройку самых удачливых замкнул Первый канал, который унес к себе в Останкино 7 статуэток. НТВ досталось 6 наград, три из которых получили уже несуществующие программы, а одну - "За личный вклад в развитие российского телевидения" - Леонид Парфенов, уже на НТВ не работающий. По три Орфея ушло на СТС и Ren TV. Причем погоду для последнего сделала Ольга Романова (2 награды) со своей программой "24". Как-то странно, что ни в одну из номинаций не попал другой известный телеаналитик Алексей Пушков с его популярной передачей "Постскриптум" - ТВЦ. На долю этой качественно работающей телекомпании вообще достался почему-то только один, да и то "внеэкранный" Орфей.
В преддверии голосования в номинации "Интервьюер" Владимир Познер (один из ее финалистов), пользуясь своим правом президента академии, преподал мастер-класс в этом жанре в дуэте со своим американским коллегой и другом Лари Кингом. Телемост с Кингом, безусловно, украсил собой церемонию и, наверное, на результаты последовавшего затем голосования вряд ли повлиял: познеровским "Временам" (Первый канал) все равно бы досталась вожделенная статуэтка. Но неприятный осадок от явно неэтичной ситуации все же остался. Ведь ни Владимир Соловьев с его "Апельсиновым соком" (НТВ), ни лауреаты "ТЭФИ-2003" Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова со своей "Школой злословия" ("Культура"), которые конкурировали с Познером в этой номинации, просто не имели возможности ответить ему адекватно. Поэтому можно понять Соловьева, который сразу после голосования вместе с супругой демонстративно вышел из зала, не скрывая своего разочарования от только что происшедшего.
Вообще надо сказать, что из зала уходили многие. Это сказывалось и на количестве голосов телеакадемиков, которых от номинации к номинации становилось все меньше. На состоявшейся потом пресс-конференции Познер не смог ответить, сколько же из 134 зарегистрированных членов академии реально присутствовали на церемонии, и посетовал, что высидеть на одном месте три часа, конечно, тяжело, но подобные церемонии на Западе длятся куда дольше "ТЭФИ", однако зарубежные телевизионщики все это стоически терпят. Не все благополучно и с самой системой голосования. Ее интерактивный режим, как и в прошлом году, давал сильные сбои. Служащие то и дело выбегали из зала, чтобы заменить очередные испортившиеся мини-компьютеры для голосования. А лишившиеся "голоса" телеакадемики или "одалживались" у соседей, или пропускали номинацию. Проблема таилась не только в перегревшейся технике. В какой-то момент Познеру пришлось прервать церемонию, чтобы провести со сцены небольшой ликбез "как правильно нажимать на кнопки". Однако последовавшее из зала предложение переголосовать за уже врученные Орфеи Владимир Владимирович отклонил. "Вон в Америке даже за президента неправильно проголосовали", - пошутил он.
К сожалению, и в этом году "ТЭФИ" дала понять, что главная телепремия страны - штучка столичная. Как будто в России не существует сотен региональных телеканалов, многие из которых выпускают продукцию, не уступающую работам столичных телевизионщиков. Однако из 40 Орфеев, врученных в 39 номинациях, провинции достался лишь один - за передачу "Иероглиф дружбы". Но и он, скорее всего, не уедет в Пермь, где прописан выпустивший в эфир передачу канал-вещатель, поскольку в наградных документах в графе "производитель" значится московская тележурналистка Елена Масюк. Совершенно очевидно, что телевизионная элита столицы во взаимной интеграции с регионами никак не заинтересована...