Поначалу жюри знакомилось с педагогами заочно - по их анкетам, фотографиям, эссе "Моя педагогическая философия", авторским статьям, видеозаписям... Затем конкурсантам нужно было составить текст "Клятвы учителя", написать сочинение на тему "Чему учить сегодняшних детей?", выступить с коротким, в одну минуту, "Обращением к городу и миру".
К главному испытанию - открытым урокам в московских школах - каждый из участников подошел, уже имея за плечами определенное количество баллов. Кстати, в этом году рейтинги конкурсантов, буквально с первого дня составляемые по оценкам жюри, совершенно "прозрачны" и открыты. Проявить свой педагогический дар за 45 минут перед незнакомым классом в чужой школе - задача нешуточная, требующая максимального напряжения воли и интеллекта. Но для прирожденного учителя, чувствующего мельчайшую перемену в настроении учеников и в любой момент готового к импровизации, такое испытание даже в радость. Наверняка останется в памяти десятиклассников урок отечественной истории, проведенный москвичом Андреем Лукутиным. Вместе со школьниками он попытался взглянуть на создание единого Российского государства не только с исторической, но и философской точки зрения, поразмышлять над тем, как оценить личность, чьи действия в исторической перспективе оправданны, а в глазах современников являются разрушительными и противоречащими нравственным канонам. Другой преподаватель истории, Николай Сафронов из Хабаровского края, рассказывая о крещении Руси, тоже сделал акцент не столько на самом событии, сколько на проблеме выбора, перед которым неизменно оказываются тот или иной народ, общество, каждый отдельный человек.
На уроке художественного чтения в 4-м классе учительница Любовь Белоглазова (Ивановская область) знакомила детей с поучением Владимира Мономаха. Получился доверительный разговор о добре и зле, о человеческих отношениях, в которых с древних времен и по сегодняшний день, по сути, мало что изменилось. В конце урока дети вместе с Любовью Павловной образовали круг и в центре его зажгли свечу - в память о детях, которые "больше никогда не придут в школу"...
По условиям конкурса, после открытых уроков жюри должно было из 76 участников выбрать 30 финалистов. Но примерно одинаковое количество баллов оказалось у 39 человек, и в результате решили всех их допустить к следующему испытанию - "Учитель учителей". Ожидается "педагогический ринг" - дискуссии по проблемам образования. К этому времени число претендентов на победу сократится сначала до 15, а потом до пяти.
Пятерку "самых-самых" будут одаривать деньгами и подарками завтра, 29 сентября, в Государственном концертном зале "Россия". Кульминацией церемонии станет объявление абсолютного победителя конкурса "Учитель года-2004". До воплощения чьей-то "хрустальной мечты" остается чуть более суток.