ДИРИЖАБЛЬ ВЫРУЧИТ

Не пройдет и года, как согласно решению московского правительства удивительные воздушные "птицы" будут парить и над Москвой.

Городской казне это обойдется в полмиллиона долларов. Как полагает Сергей Бендин, директор воздухоплавательного центра "Авгур", предприятия-монополиста по производству дирижаблей, затраты окупятся с лихвой. Ведь более эффективного и экологически чистого транспорта для Москвы не придумаешь.
Популярные в 30-е годы небесные суда, детище великого русского ученого и фантазера Константина Циолковского, казалось, давно ушли в историю. На самом деле, уверяет мой собеседник, только сейчас люди начинают сознавать истинные возможности дирижаблестроения. Во всем мире они широко используются для патрулирования городов. В Японии и США дирижабли несут службу уже более десяти лет. Преследуют угонщиков с помощью специально оборудованных камер слежения. При этом развивают скорость до 170 километров в час, и никакие пробки им не помеха. Патрульные дирижабли при всей своей внешней неуклюжести - это махина в несколько десятков метров в длину и около дюжины метров в диаметре - умудряются подниматься на высоту до двух километров и летать над самой землей, разворачиваться на 180 градусов за 55 секунд и опускаться плавно, как парашют. В воде они не тонут, в огне не горят. В отличие от печально известного "Гинденбурга", сгоревшего вместе с пассажирами в конце 30-х, купол современных дирижаблей наполнен не воздухом, а инертным газом гелием. В наше время глобальных катастроф дирижабль редкостно безопасен.
Много лет любовь к воздушным судам в нашей стране поддерживалась только благодаря энтузиастам из русского воздухоплавательного общества. Главный конструктор "Авгура" Геннадий Верба еще год назад убежденно говорил мне, что черед дирижаблей скоро настанет. Верилось с трудом. Цеха центра были завалены разноцветной клеенкой, которая надувалась с помощью огромного насоса и превращалась в батуты, палатки для спасателей, байдарки, плоты, детские шары... Словом, здесь надували все подряд. И продавали. А деньги шли на производство дирижаблей, спонсировать которое никто тогда не хотел. Работники "Авгура" зарабатывали себе на жизнь в других местах.
- Вот и сам дирижабль, - Верба показывает небольшую "люльку", похожую на мотоциклетную кабину. В нее могут залезть два человека. А купол, свернутый в двухметровый баул, лежит в шкафу. Вытащить и надуть в условиях жилого дома его невозможно. Это удовольствие любители дирижаблей много лет позволяли себе только на полевых испытаниях и один раз в году - на выставке-салоне авиатехники "МАКС".
Но теперь, похоже, все будет иначе. Через несколько месяцев, согласно распоряжению правительства Москвы, в небе первопрестольной воспарят пять воздушных птиц - два дирижабля класса АU-12 и три привязных аэростата. По словам Сергея Бендина, это лишь первый этап возрождения дирижаблестроения: небесные суда будут пока заниматься лишь мониторингом дорожного движения и отслеживать экологическую ситуацию в городе.
- На борту дирижабля будет установлена специальная аппаратура, которая позволит фиксировать районы задымления и загазованности, а затем передавать эту информацию дорожным службам, - рассказывает Сергей. - Если пожар, то к месту возгорания можно доставить сотрудников МЧС, пожарных, врачей, технику. Тушение лесных пожаров прямо с борта низко летящего дирижабля эффективнее, чем с борта самолета или вертолета.
Забрать пострадавших, настичь угонщиков - далеко не полный перечень его возможностей. И, кроме всего прочего, дирижабль очень красив. Может, и впрямь это техника будущего.