История СПИДа на берегах Ангары поражает. Первый ВИЧ-инфицированный был зарегистрирован в Иркутской области в 1991 году: им оказался приезжий с Украины. Потом целых пять лет ни одного зараженного этим беспощадным вирусом среди местных жителей не было. 1996 год принес 6 случаев; 1997-й - уже 37 (вирус обнаружили не только в областном центре, но и на периферии - в Тулуне, Ангарске, Усть-Куте); 1999-й стал годом объявления "полномасштабной эпидемии ВИЧ-инфекции СПИДа" на иркутской территории. В январе одномоментно обнаружено 2 случая в одном из профтехучилищ областного центра, к марту - более 20 одномоментных случаев, в апреле - более 100, к концу года в Иркутске зафиксировано более 3 тысяч заражений.
Что же случилось? По словам специалистов, до середины 1998 года местные наркоманы в основном потребляли "ханку" и "черняшку". Но летом 1998-го все наркотики на какое-то время исчезли. А в августе в огромных количествах появился героин, причем довольно дешевый. Дальнейшее нормальному человеку покажется диким. Героин наркоторговцы продавали в жидком виде, а для определения "крепости" дозы использовали кровь наркоманов. Если набранная в шприц кровь не свертывалась от наркотика, то все считалось "o, кей". А содержимое шприца с "индикатором" сливали в "общий котел" - не пропадать же деньгам. Оттуда наполняли другие шприцы. То есть если кровь брали от зараженного вирусом человека, заражались все остальные. Так в области началась эпидемия.
Сегодня на территории Приангарья около 13,5 тысячи ВИЧ-инфицированных, более 8 тысяч - в Иркутске. Они "представлены" среди школьников и студентов, среди рабочих и коммерсантов, среди бомжей и инвалидов, в среде проституток и заключенных. Самому молодому ВИЧ-инфицированному наркоману 8 лет, самый старый пенсионного возраста.
- Число ВИЧ-инфицированных, увы, будет прибавляться, - убеждена Ю. Ракина. - Нам лишь удалось за последние два года снизить темпы прироста зараженных. Если за шесть месяцев 2001 года выявлено 1900 новых инфицированных (это составляет 69,2 на 100 тысяч человек), то за шесть месяцев текущего года - 1493 случая (54,88 на 100 тысяч человек). Но растет число тех, кто заразился половым путем.
Нельзя сказать, что в профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДа делается мало. Действует программа "Первый шаг к здоровью" (центр борьбы со СПИДом выиграл грант фонда Сороса на 22 тысячи долларов), с 1993 года работает областная программа "АнтиСПИД" (с ее помощью оснащены оборудованием 26 лабораторий области, закупаются дорогостоящие диагностические тест-системы, обучаются кадры, лечат инфицированных детей-отказников - на каждого тратится в среднем 800 долларов в месяц). Проводят медикаментозную профилактику ВИЧ-инфицированным беременным - так снижается риск рождения больного ребенка (с 30-50 до 5-10 процентов вероятности). Это тоже в долларах - 350-500 на одну беременную. Действует программа (бесплатно) "Равный обучает равного" - по подготовке волонтеров, работающих в группах риска. В марте-апреле в Иркутске (одном из 6 городов России) при поддержке Минздрава и ВОЗ работала программа "Дозорный эпиднадзор". "Она, кстати, тоже позволила взглянуть на проблему не только через официальную статистику", - подчеркнула Ю. Ракина. Всего, по российской статистике, среди употребляющих наркотики носителями вируса являются 10-13 процентов. "Когда мы провели уточненное исследование не среди стоящих на учете, а в среде "дворовых наркоманов", то получили свыше 60 процентов!" - говорит врач.
"Сколько же надо денег, чтобы программы профилактики и борьбы действовали максимально эффективно?" В ответ я услышал такой подсчет: "Если для снижения риска каждому человеку, стоящему на учете, в день выдавать только 1 новый шприц, чтобы он не распространял инфекцию, нам надо 10 млн. рублей в год. Границ этим деньгам не будет..."
Снять часть проблем и решить то, что сегодня невозможно, помог бы новый "Центр антиСПИД", сооружение которого начато в Иркутске по федеральной программе в 1995 году. Его стоимость в 1998 году оценивалась в 187 млн. рублей. Построен лабораторный корпус, и с тех пор строительство "заклинило": федеральный центр дает по миллиону в год. С "мертвой точки" финансирование не могут сдвинуть ни депутаты, ни общественность, ни власти. И областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом ютится в тесных малоприспособленных помещениях областной инфекционной больницы на окраине города.
Пока в Приангарье от СПИДа умерли семь человек. Медики говорят, что это только начало.