"ТЭФИ-2000" БЕЗ НОВОСТЕЙ, НО С МУЗЫКОЙ

Страсти на телевидении кипят беспрерывно. Драматические события Олимпиады, где в первой половине мы просто шокирующе отставали от американских спортсменов, сменяются очередным скандалом вокруг задолженностей "Медиа-Моста" Газпрому, и вслед за скорбно-задумчивой Светланой Сорокиной на арену битвы за свободу слова выходит изрядный борец Евгений Киселев, пытливый адвокат из "Бандитского Петербурга" уступает экран доброму вышибале из "Русского транзита"... Вся эта мельтешащая виртуальная реальность, которую можно воспринимать не иначе как одну большую затянувшуюся разборку, происходящую на наших глазах, заменяет собой нормальную телевизионную жизнь, где если и есть борьба, то только в пространстве жанров, эстетики и профессионализма. Об этом напомнила нам Академия российского телевидения, объявившая "тройки" финалистов, попавших в шорт-лист ежегодной национальной премии "ТЭФИ".

К "ТЭФИ" принято относиться с известной долей сомнения. В последние годы, когда этот приз вручался по принципу "всем сестрам по серьгам", когда качественных программ на ТВ становилось все меньше, а список телевизионных академиков постоянно прирастал новыми именами, недоверие к единственной национальной премии в области телевидения заметно увеличилось. Не последнюю роль в этом сыграли и слухи о том, что "ТЭФИ" - барышня ангажированная, но кто осмелился их подтвердить? Однако при всей предсказуемости результатов "ТЭФИ" последние вручения бронзовых статуэток работы известного скульптора Эрнста Неизвестного сопровождались непременной интригой. Можно вспомнить, как долго заветного "Орфея" добивалась программа Артема Боровика "Совершенно секретно", несколько лет подряд попадавшая в список финалистов и только в прошлом году наконец-то отмеченная наградой. Или история с Юлией Меньшовой, ведущей программы "Я сама" на ТВ-6. После таких раздач осталось впечатление, что академики награждают наиболее упорных номинантов, чьи имена из года в год неустанно появляются в "тройке" основных претендентов на "ТЭФИ". Почти сенсацией было воспринято прошлогоднее вручение премии олигарху и основателю "Медиа-Моста" Владимиру Гусинскому - за особые телевизионные заслуги. Забавно, но в контексте нынешних боев за свободу слова получается, что академики несколько поторопились. В этом году поддержка опального олигарха была бы более чем уместна, если иметь в виду не столько личность самого Гусинского, сколько канал НТВ, с завидной настойчивостью защищающий честь своего хозяина.
Торжественная церемония вручения наград состоится 21 октября в ГКЦТ "Россия". Тогда мы узнаем имена победителей. И, возможно, одновременно появятся новые сенсации, связанные с тем или иным решением академиков. Однако уже сегодня при объявлении полного списка номинантов "ТЭФИ-2000", который на днях огласил президент академии ТВ Владимир Познер, можно говорить о некоторых его сенсационных моментах. Первое, что сразу же вызывает удивление и даже некоторую оторопь, - это решение академиков оставить без финалистов номинацию "Информационная программа - общенациональные новости". С одной стороны, можно предположить наверняка, что в претенденты по этому разряду опять попали бы такие программы, как "Сегодня" (НТВ), обновленные "Вести" (РТР) и "Время" (ОРТ) - одним словом, все те информационные передачи, которые из года в год соревнуются за право называться лучшей. Все они таковыми уже были признаны, а "Сегодня" даже и не один раз. Если бы и теперь номинация не осталась без финалистов, то нам, похоже, пришлось бы вычислять, какая из этих программ, учитывая очередность, будет осчастливлена "душераздирающим" "Орфеем". А это, согласитесь, довольно скучное занятие. Думается, что и академикам изрядно надоел один и тот же многолетний пасьянс. Но, с другой стороны, такая мотивировка выглядела бы очень несерьезно и даже не по-академически легкомысленно. Поэтому преисполненным значительности представителям цвета отечественного телевидения ничего не оставалось, как придумать столь же значительный повод, коим можно было бы объяснить свое нестандартное решение. По словам Владимира Познера, речь идет о пресловутых "информационных войнах", которые перманентно велись на ТВ весь прошедший период, и об "ангажированности" телевидения. Разумеется, пройти мимо "смертельных боев без правил", то и дело сотрясающих наши экраны, для академиков значило бы уронить честь мундира. А тут вроде бы и честь осталась, и позиция академиков не замедлила проявиться в полной мере. Однако, учитывая продемонстрированную безукоризненность поведения академических арбитров, невольно задумываешься над вопросами: где они были раньше, почему ни один из них не подал свой голос, когда в эфире творилась неслыханная вакханалия компроматов, когда информационщики-аналитики с энергией завзятых "братков" выкручивали руки неугодным политикам, когда запускалась непристойная пленка о любовных похождениях "человека, похожего на генпрокурора". Список подобных акций на ТВ можно продолжать, хотя и этого достаточно, чтобы иметь представление об информационной части эфира. К тому же надо заметить, что, высказываясь об "ангажированности", из-за которой информационные программы оказались за бортом соревнования, Владимир Познер, видимо, забыл, что некоторых академиков, регулярно появляющихся на наших экранах, такая участь тоже отнюдь не миновала. Это к вопросу объективности и чистоты высоких академических решений. А также степени доверия к самой премии, в раздаче которой не последнюю роль играют и телевизионщики, удостоенные званий академиков.
Второй момент связан с присутствием среди номинантов довольно большого, в сравнении с прошлыми списками, количества региональных телекомпаний и имен. Кроме автономной категории под названием "Новости - время местное", куда выдвинуты только нестоличные соискатели, их можно увидеть и в таких номинациях, как "Ведущий информационной программы", где всегда побеждали знакомые лица с федеральных каналов, "Репортер", "Просветительская программа", "Юмористическая программа", "Режиссер", "Оператор", "Продюсер". Похоже, региональное телевидение, уровень которого, по словам Владимира Познера, "растет", сегодня прямо-таки наступает на пятки "центральному". Оно же, по мнению президента академии ТВ, "если и не падает, то остается приблизительно на том же уровне".
Наконец, как всегда, список номинантов поражает некоторыми очевидными и забавными нелепостями, свидетельствующими то ли о небрежности, то ли о"несерьезности академического выбора. Например, в разряд "Музыка на телевидении" попали одновременно такие программы, как "В нашу гавань заходили корабли" (НТВ), "Страсти по Иоанну. Самарские хроники" ("Культура") и "Эх, Семеновна!" (ОРТ). Ну что тут скажешь? Приходится только развести руками. А с моноспектаклем "Евгений Онегин" (ТВЦ) в номинации "Телевизионный художественный/игровой сериал" соседствует, скажем, "Убойная сила" (ОРТ). Отчего-то лента Виталия Манского "Частные хроники. Монолог" (РЕН-ТВ) попала в категорию "Телевизионный художественный/игровой фильм", хотя считать ее таковой было бы просто ошибкой. Внимания на этот раз удостоились маргинальные каналы типа "MTV" и "МузТВ": их можно встретить в нескольких номинациях. А "MTV Россия" будет даже соревноваться по разряду "Телевизионное событие года" вместе с такими проектами, как "Телекомпания "НТВ+" и "Освещение спорта на РЕН-ТВ". Ну а в остальном все происходит обыкновенно и привычно: среди номинантов - Светлана Сорокина, Дмитрий Дибров, Виталий Вульф, Евгений Киселев... В номинацию "Ведущий развлекательной программы" опять попала группа оэспэшников (из "О.С.П.-студии, ТВ-6), где они, похоже, прописались навечно. Если и на этот раз "ТЭФИ" обойдет их стороной, то есть смысл вручить им приз за верность несостоявшейся удаче.