Перелетные водоплавающие не хотят лететь на юг
Нынешним летом на Яузе специалисты «Мосприроды» обнаружили редких краснокнижных водоплавающих птиц — чирка-свистунка, шилохвость и свиязь, а в прошлом году на Нижнем Кузьминском пруду орнитологи заприметили широконоску. Выходит, не напрасны усилия москвичей, подкармливающих водоплавающих птиц в столичных водоемах. Многие виды уже давно забыли, что они изначально были перелетными, и по осени даже не рвутся в теплые края, а потом зимой кормятся на незамерзающих прудах.
Видно, в природе и впрямь жизнь не сахар, коль скоро в голове кряквы возникла мысль, что с человеком ей будет лучше. Ведь людская «забота» просто границ не знает. Например, одержимые идеей благоустройства чиновники несколько лет назад распорядились забетонировать отвесные берега некоторых водоемов. Там, где идею воплотили в жизнь, утки вынуждены были искать новые места обитания. Для нормальной жизни птицам периодически необходимо свободно выходить на берег, а выбраться по бетонным откосам им не под силу.
И это далеко не все испытания. По словам орнитолога Ксении Авиловой, например, в Измайловском парке птиц частенько отлавливают бомжи на ужин. И если в крупных заповедниках птицы находятся под неусыпным надзором охраны, безопасность остальных теоретически на совести экологической полиции. Только такими мелкими делами стражи порядка вряд ли будут заниматься.
Вообще в столице регулярная зимняя и летняя перепись водоплавающего птичьего населения ведется с 1985 года. Летнюю перепись 2021 года специалисты «Мосприроды» начали в июне и должны завершить к сентябрю. За это время они подсчитают количество крякв, опишут их пол, возраст, число птенцов и отметят места гнездования. Например, в прошлом году в природных парках Москвы у крякв появились 732 утенка в 126 выводках.
«Мосприрода» считает водоплавающих на особо охраняемых природных территориях — это около 136 точек, а остальных перепишет Союз охраны птиц России. Ведь водоплавающие водятся на прудах во дворе, в парках и прочих местах. Любопытно, что водоемов больше не становится, а численность птиц растет, поэтому некоторые умудряются селиться даже в фонтанах. Потом данные объединят и опубликуют ежегодный отчет.
Как отмечают орнитологи, последние годы изменения в популяции птиц год от года хоть и незначительные, но непременно в сторону увеличения общего количества. По данным переписи Союза охраны птиц России, в столице сейчас обитают водоплавающие птицы 21 вида. Больше всего крякв — около 31 тысячи особей, огарей — чуть больше 2 тысяч, численность остальных видов идет на сотни, десятки и даже единицы.
По словам начальника отдела экологического просвещения и учета животных «Мосприроды» Николая Кудрявцева, в переписи учитывается не только количество молодняка, но и места его обитания, особенно когда речь идет о краснокнижных птицах. «Новые гнезда нужно не только отметить на карте, но и постараться их защитить от разорения», — рассказал специалист. Каждый вид важен для экосистемы. Бывали случаи, когда один пострадавший вид птиц провоцировал экологическую катастрофу местного масштаба.
Из семейства утиных кряквы считаются самыми неприхотливыми. Они не боятся человека и могут даже есть с рук, так что за ними закрепилась слава городских попрошаек. Узнать их проще всего: селезнь кряквы выделяется темно-зеленой «шапкой» на голове, а самки — серо-коричневые, пестрые и чуть меньше по размеру. Остальные птицы семейства утиных, что называется, товар штучный. Увидеть гоголя, хохлатого нырка, огаря и других птиц на водоемах — большая редкость. Но если быть повнимательнее, то можно и их обнаружить. Осенью и до середины зимы самки и самцы гоголя одинакового серо-коричневого окраса. Сменив наряд, самец становится похожим на яркую черно-белую утку с белыми отметинами на щеках. При этом на шее у него появляется светлый ошейник. Еще один обитатель столичных водоемов — хохлатый нырок — меньше кряквы и гоголя. По черно-белому окрасу он напоминает гоголя, отличает его заметный хохолок на голове. Но самым красивым, безусловно, считается огарь. И хотя эта ярко-рыжая утка выделяется на водной глади, она не часто попадается на глаза человеку.
Кроме того, на водоемах Москвы обитают морские серебристые чайки. Удивительно, но эти свободолюбивые птицы легко приживаются на городских помойках, чередуя трапезу на них с полетами по окрестностям.
Все птицы, зимующие в столице, условно делятся на два вида: независимые и те, кого подкармливает человек. Жители юго-востока города знают, что в москворецкой воде от микрорайона Курьяново до Капотни круглый год много мелкой рыбешки, ракушек, червячков, а благодаря большому количеству теплых сбросов эта вода зимой не замерзает. Поэтому в этом районе птицам не требуется дополнительная подкормка. Совсем другое дело на Яузе в районе Свиблово, в прудах на станциях «Ботанический сад», «Медведково», на Царицынских прудах — здесь птицы живут в основном за счет человека.