На Олимпиаде в Рио-де-Жанейро впервые не было наших крупных спортивных чиновников. Их туда просто не пустили
Подводя итоги выступления российской сборной в олимпийском Рио, мало кто обратил внимание на этот факт: на Играх впервые не было наших крупных спортивных чиновников. Их во главе с министром спорта туда просто не пустили. Что не помешало олимпийцам продемонстрировать редкую эффективность. Как подчеркнул глава Олимпийского комитета России Александр Жуков, из 280 атлетов, допущенных к стартам, 107 вернулись с медалями. Так это вопреки или благодаря нашим чиновникам? На деликатную тему рассуждает Михаил НЕСТРУЕВ, олимпийский чемпион, чемпион мира и Европы по стрельбе.
— Конечно, никто не бросит камень в наших спортсменов. Выступили они достойно, продемонстрировали бойцовский характер и дух. Воздадим должное олимпийцам, тренерам, специалистам, готовившим команды. Но я также уверен: необходимы не только славословия, но и самый серьезный разбор полетов — по всем направлениям, в каждой федерации.
К примеру, лидеры нынешней сборной по стрельбе по своему таланту и трудолюбию соответствуют самым высоким целям. Но не будем закрывать глаза на то, что федерация не предоставила им соответствующих условий. То же касается и системы отбора. Многие из тех, кто многократно обыгрывал зарубежных соперников, не попали в состав сборной. Те же Леонид Екимов и Юлия Алипова со своими привычными результатами в Рио попали бы в олимпийский финал, но они остались дома.
Впрочем, и перед Лондоном мы наблюдали нечто подобное. Тогда как отбор в любом виде должен быть прозрачным. Когда нарушается спортивный принцип, это несет больше проблем, чем выгод. В нашем виде спорта глава федерации, он же главный тренер, что хочет, то и делает, а старшие тренеры не имеют своего мнения. И так более 8 лет. Великолепного результата достигли наши винтовочники — Каменский, Масленников, Григорян, а также попавший в финал Власов. Но это произошло «вопреки». Есть конкуренция, парни вытянули друг друга из болота. А в тех дисциплинах, где у России был единственный доминирующий спортсмен, в Рио мы наблюдали провал.
Нынешние лидеры — новое поколение, молодое, зато из стрелковых семей. Все они дома получали и мотивацию, и знания, и методику тренировок. Спортсмены нивелировали ошибки руководства самоотверженностью. Эти ребята, напомню, полгода назад обращались к президенту страны со своими проблемами. И только после этого отношение к ним изменилось, руководство федерации пошло на попятную, им позволили нормально подготовиться в Новогорске. Спортивная федерация должна благодарить наших призеров и понимать, что многие проблемы остались.
И вот еще о чем не могу умолчать. Еще в начале 2000-х при образовании Совета по спорту при президенте РФ была поставлена задача: добиться максимального представительства россиян во всех международных федерациях и комитетах. Но, скажем прямо, это представительство до сих пор стремится к нулю. А здесь вопрос не только престижа. Получается, мы не можем влиять на развитие спорта в мире. Во многом именно по этой причине получаем такие болезненные удары. Посмотрите, такой успешный и знаковый для России вид спорта, как борьба, откровенно вытесняется из олимпийской программы. Пока еле-еле его отстояли, но что будет завтра? Или почему такого компетентного специалиста, как Николай Дурманов, не удалось в свое время ввести в число сотрудников ВАДА? Или кого-то из его коллег. А теперь мы с антидопинговым агентством воюем, а не сотрудничаем. Причем, как я понимаю, ситуация только обостряется.
Опять же обращусь к нашему виду спорта. В стрельбе идет реформа. Устанавливается гендерный паритет: в Токио-2020 в стрелковом турнире примут участие по 195 мужчин и женщин. Соответственно, меняются дисциплины в олимпийской программе, причем под вопросом оказались те виды, где традиционно успешны россияне. Германия, Италия, США и другие страны имеют по три и более представителя в каждом из комитетов (по пистолету, винтовке, ружью и т. д.), а Россия не имеет ни одного. Надо ли говорить, в чью пользу произойдут реформы?