Volkswagen получил удар в спину от мелких поставщиков комплектующих, которые решили диктовать условия автогиганту. Им это удалось
Немецкий концерн Volkswagen снова оказался в центре скандала. На этот раз он связан не с утаенными выбросами выхлопных газов и исками американских экологов. Концерн получил удар в спину от мелких поставщиков комплектующих, которые решили диктовать условия автогиганту. Как ни удивительно, но у них это получилось.
Конфликт возник как будто на ровном месте. Как сообщает немецкое агентство DPA, руководство концерна предложило саксонской «дочке» боснийской фирмы Prevent готовиться к переходу на выпуск новых чехлов для самой популярной модели Golf. В ответ поставщики предложили заказчику инвестировать в модернизацию производства 56 млн евро. К переговорам подключилась еще одна «дочка», поставлявшая на конвейер детали коробки передач.
А когда боснийцы убедились, что партнеры уступать не намерены, у заказчиков начались проблемы с комплектующими. В результате с 20 августа головной завод в Вольфсбурге вынужден был приостановить сборку Golf. А еще 30 тысяч сотрудников других заводов в Касселе, Брауншвейге перешли на укороченный рабочий день.
Судебное разбирательство было назначено на 31 августа. Но каждый день отсрочки множил многомиллионные убытки автогиганта, и руководство посчитало меньшим злом пойти на уступки. В минувшую среду после 20-часовых переговоров было объявлено, что взаимные претензии урегулированы, поставки комплектующих возобновляются и со дня на день сборочный конвейер выйдет на обычный режим работы.
Детали соглашения не раскрываются, но деловое издание Handelsblatt узнало некоторые подробности. Автоконцерн согласился на участие в модернизации производства, хотя речь пока идет об инвестициях в 10-12 млн евро. В качестве компенсации Volkswagen заключает с мелкими, но норовистыми партнерами долгосрочный контракт на поставку комплектующих. При этом заказчику разрешается найти еще одного поставщика, но доля последнего в общем объеме не должна превышать 20%.
Немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung цитирует Александра Гертунга, коммерческого директора одной из дочерних фирм Prevent: «Благодаря соглашению мы получили портфель заказов на долгосрочную перспективу и сохраняем более 400 рабочих мест». А вот эксперты, участвовавшие в переговорах на стороне Volkswagen, признавались, что партнеры выдвигали «неприемлемые требования», а самые откровенные для характеристики происходившего без обиняков употребляли слово «шантаж».
Немецкая пресса не исключает, что конфликтная ситуация была спровоцирована намеренно. Дело в том, что группа Prevent принадлежит семье известных боснийских промышленников Hastor. Этот клан владеет крупными производственными активами, считается одним из самых мощных и влиятельных на территории бывшей Югославии. Есть версия, что интересы бизнеса местных олигархов пострадали от агрессивной политики головного автоконцерна, который активно продвигает собственную дилерскую сеть на Балканах. И таким способом обиженные решили поквитаться и хотя бы отчасти компенсировать потери.
В любом случае, как отмечают эксперты Frankfurter Allgemeine, эта история может иметь далекоидущие последствия. Структура немецкой автомобильной промышленности такова, что все без исключения крупные концерны опираются на сотни мелких поставщиков. До сих пор считалось само собой разумеющимся, что последние всем обязаны первым и в коммерческих спорах готовы идти на уступки, лишь бы только сохранить стабильный заказ. Но, оказывается, при определенных условиях «мыши» тоже могут диктовать условия, от которых «слоны» не в силах отказаться.
Ну, а мы с вами можем перефразировать известную пословицу и сказать: что для немца сенсация, то для русского привычная рутина. Достаточно вспомнить затяжной конфликт бывшего президента «АвтоВАЗа» Бу Андерссона с партнерами. Вскоре по прибытии в Тольятти швед с удивлением обнаружил, что многие формально российские фирмы занимаются реэкспортом китайских запчастей. Два года он пытался навести порядок, разрывал договора с необязательными партнерами и наказывал их рублем. Но курс на улучшение качества компонентов привел к внутреннему конфликту, а деятельность Андерссона вошла в противоречие с интересами дочерней компании «Ростеха», поставлявшего на конвейер волжского автогиганта узлы и агрегаты. В итоге в отставку пришлось отправиться строптивому шведу. А поставщики, получается, выиграли — как и сейчас в споре с немецким концерном.