Пять приоритетов «РАО ЭС Востока»

Прагматичный подход помогает определять перспективные проекты 

Приоритетными проектами «РАО ЭС Востока» являются стройки пяти объектов тепловой генерации, на четыре из которых государство выделило 50 млрд рублей. Дальнейший же рост мощностей будет возможен лишь после смены «правил игры» в энергетике Дальнего Востока.

Первые четыре стройки – в Якутии, Приамурье, Хабаровском крае и Сахалинской области – с самого начала находятся под пристальным вниманием. При этом контроль осуществляется не только извне, но и изнутри дальневосточного энергохолдинга, ведь речь идет фактически о реализации президентских проектов. Система контроля, в которую включены Сбербанк, Минэнерго, Счетная палата и независимые аудиторы, беспрецедентная для России – она сводит к минимуму необоснованные траты и завышения стоимости.

В самой высокой фазе готовности – вторая очередь Благовещенской ТЭЦ в столице Приамурья. В «РАО ЭС Востока» уверены, что станцию удастся запустить, как и планировалось, уже в этом году. Установка основного оборудования полностью завершена, идет наладка всех систем. В Якутске тоже удается держаться в графике – идет монтаж стеновых панелей здания объединенного корпуса ГРЭС­2, а на основной площадке на фундаменты уже поставлены все четыре газотурбинные установки General Electric с генераторами. Готовность этого объекта сами энергетики оценивают примерно в половину общего объема.

В конце июля строители закончили заливку бетона в фундамент дымовой трубы на ТЭЦ в Советской Гавани, что в Хабаровском крае. Ее высота составит 150 метров, а диаметр фундамента – 28 метров. На основной площадке также идет бетонирование фундаментов под котлоагрегаты и здание главного корпуса. Оборудование уже изготовлено, причем на российских заводах – котлы, турбины и генераторы постепенно поступают на стройплощадку. Помимо этого, нужно построить почти 14 км железной дороги до станции «Мыс Марии», проложить более 50 км новых ЛЭП. Так что этот объект готов примерно на 40%.

Ниже всего готовность – примерно 7% – у Сахалинской ГРЭС­2. Но объект изначально был самым сложным. Однако и здесь подрядчик уже зашел на площадку, начал проводить вертикальную планировку и отсыпку грунта. Законтрактовано и основное оборудование. Авансом подрядчику выделено 9,3 млрд рублей. В целом же по всем четырем проектам заказчики­застройщики получили более 43 млрд рублей из бюджетных средств, что составляет 86% госинвестиций.

Старт дальнейшего развития

В трех случаях новые ТЭС заместят выбывающие мощности старых и изношенных, а следовательно, неэкономичных и ненадежных станций, которые необходимо вывести. Особенно это важно для Советской Гавани, где энергоузел сейчас запитан от Майской ГРЭС, которая более 80 лет работает даже не на угле, а на флотском мазуте. Потребность в энергии частично покрывается перетоками из других районов, но это сопряжено с серьезными потерями энергии. Новая ТЭЦ не только обеспечит энергией потребности резидентов портовой ОЭЗ в Ванино, но и в перспективе поможет электрифицировать БАМ. А жители города наконец­то смогут в круглогодичном режиме получать горячую воду, а не с ноября по май, как сейчас.

В Благовещенске идет достройка мощности на уже действующей ТЭЦ. Но в городе давно дефицит тепла, ряд новых микрорайонов остаются неподключенными к отоплению, и новые мощности им нужны уже сейчас. Поэтому тепло новых объектов не менее важно, чем электрическая энергия.

Суммарные объемы вводов по электроэнергии по этим четырем стройкам – чуть более 500 МВт, это не очень значительный объем в масштабе энергосистемы всей страны. Но для Дальнего Востока, где около четверти века почти ничего не строилось, это критически важные объекты. Они послужат стартом для дальнейшего развития энергетики, не допустив коллапса. В целом же «РАО ЭС Востока» оценивает потребности в новой генерации, которая пойдет исключительно на замещение выбывающих мощностей, в более чем 2,5 ГВт до 2025 года. Эти объемы в любом случае придется строить, потому что действующее оборудование уже отработало по два­три ресурса.

Помимо этого, «РАО ЭС Востока» рассчитывает в 2016 году запустить ТЭЦ «Восточная» во Владивостоке, которую холдинг строит на собственные и заемные средства. Этот проект важен и в инфраструктурном плане, и с точки зрения экологии – выброс вредных веществ на новой станции будет в три­четыре раза ниже предельно допустимых концентраций. Новая ТЭЦ позволит обеспечить около 20% потребности Владивостока в электроэнергии.

Энергетика в перспективе

Этими пятью стройками, разумеется, дело не ограничится. В «РАО ЭС Востока» разработали Программу перспективного развития, где отражены планы холдинга на развитие энергетической инфраструктуры региона до 2025 года. Согласно этому плану будут возведены Артемовская ТЭЦ­2, ПГУ на Владивостокской ТЭЦ­2, Билибинская ТЭЦ, ГТУ­ТЭЦ Змеинка и Синяя Сопка, вторая очередь Якутской ГРЭС­2 и Хабаровская ТЭЦ­4. Есть и масштабные сетевые проекты, такие как энергомост между Магаданом и Чукоткой. По всем этим проектам энергетики ведут подготовительную работу, в том числе прорабатывая финансовые модели.

Потребность в инвестициях для развития энергетики Дальнего Востока оценивается более чем в 700 млрд рублей. Порядка 630 млрд рублей нужны одному «РАО ЭС Востока» – на модернизацию действующей и строительство новой генерации, на тепловые и распределительные сети. Какие­то проекты можно будет профинансировать за счет целевых средств на развитие энергетики, но в целом к проработке финансовых моделей новых строек на Дальнем Востоке подходят с коммерческих позиций. Здесь стремятся к тому, чтобы все новые проекты были экономически эффективными – пусть и с более долгим сроком окупаемости, чем в европейской части России.

При этом дальневосточные энергетики понимают, что шаблонные решения на Дальнем Востоке не применимы. Сложные условия, огромные расстояния и непростой климат побуждают тех, кто работает здесь, мыслить нестандартно, находить необычные решения, биться буквально за каждый рубль. При этом темп работы возрастает сообразно повышению внимания государства к региону. К примеру, сейчас на Дальнем Востоке создаются Территории опережающего развития. И «РАО ЭС Востока» уже сейчас нужно просчитывать, какой спрос они предъявят к энергетике в ближайшие годы.

С другой стороны, серьезной проблемой для холдинга остается долговая нагрузка в размере 86 млрд рублей. Причем добрая половина этих обязательств досталась молодому дальневосточному энергогиганту в наследство от РАО «ЕЭС России». На помощь здесь приходит «РусГидро», которому принадлежит порядка 85% акций РАО. Сейчас между «РусГидро» и Банком ВТБ готовится сделка, в рамках которой предусмотрено выделение средств на рефинансирование кредитов. Это высвободит значительную часть денег, которые сейчас уходят на обслуживание займов.

В поисках выгоды

Для привлечения средств «РАО ЭС Востока» рассматривает все возможности – от средств финансовых институтов (госбанков) до привлечения иностранного капитала. Локомотивом в этих вопросах опять же выступает «РусГидро».

Параллельно ведется и большая работа по повышению эффективности бизнеса. Одним из основных направлений такой работы является снижение расходов на топливо, доля которых в стоимости энергии по некоторым тепловым объектам в изолированных зонах превышает 70%. Большим подспорьем стал приход природного газа во многие города Дальнего Востока – за счет этого удалось серьезно диверсифицировать топливную корзину, особенно в самых «больных» точках. К примеру, обе ТЭЦ в Петропавловске­Камчатском теперь работают на газе, а не на мазуте, продолжается газификация Владивостокской ТЭЦ­2. Этой же логике следует и программа строительства ВИЭ­генерации в изолированных районах, куда ежегодно завозятся тысячи тонн дизельного топлива: установка солнечных станций и ветряков позволяет снизить физические объемы таких поставок.

Оптимизируется и загрузка станций, что в конечном счете оборачивается той же экономией на топливе. Ведется, пусть и не столь быстро, как хотелось бы, решение проблемы с дебиторской задолженностью – сегодня потребители должны «РАО ЭС Востока» 23 млрд рублей. Причем зачастую люди платят исправно, но из­за многочисленных посредников, управляющих компаний, эти средства не доходят до адресата.

К сожалению, в нынешних условиях, когда нет конкуренции среди генераторов и налицо дефицит потребителей, говорить о полном переводе энергетики Дальнего Востока на новые рельсы невозможно. Энергоемкость экономики ДФО – 0,43 человека на киловатт, это ниже районов центра, Урала и Сибири на 22%. А протяженность ЛЭП в перерасчете на численность населения – в 2,4 раза выше. Поэтому дальневосточный макрорегион заведомо оказывается в невыгодном положении. При этом тарифы здесь – на 100% регулируемые, но в них нельзя закладывать доходность. Без решения этой проблемы окупаемость любых проектов на Дальнем Востоке останется сомнительной. Поэтому энергетики выступают за новые подходы к тарифообразованию. Причем необходимо долгосрочное закрепление тарифов – когда их меняют ежегодно.

Штрихи

630 млрд рублей требуется «РАО ЭС Востока» на модернизацию действующей и строительство новой генерации, на тепловые и распределительные сети