Они свяжут между собой страны вокруг Японского моря
Энергетики Дальнего Востока укрепляют не только технологические связи с компаниями из стран АТР. Перспективы – привлечение финансового капитала, а также рост экспортных поставок на азиатские рынки.
Близость регионов российского Дальнего Востока к мощному полюсу роста в виде индустриальных стран АТР – Китаю, Японии, Корее – трансформируется в различные соглашения о партнерстве с азиатскими компаниями. «С точки зрения технологий мы активно ориентируемся на те возможности, которые предлагают нам государства АТР», – говорит генеральный директор «РАО ЭС Востока» Сергей Толстогузов. Производители из азиатских стран поставляют оборудование и технические решения для энергетических строек в ДФО, в том числе в области ВИЭгенерации. А на стройплощадках НижнеБурейской ГЭС, к примеру, активно работают китайские рабочие.
Но дело не только в «железе» и рабочей силе. В Группе «РусГидро» рассчитывают и на масштабный приход в энергетику Дальнего Востока финансового капитала из стран АТР. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В перспективе же двухтрех десятилетий такое партнерство может радикально изменить как географию энергосистем ДФО, так и их направленность. Не исключено, к примеру, что российский Дальний Восток станет крупным экспортером электроэнергии в энергодефицитные страны Азии.
Модернизация действующих станций, а также строительство новых энергообъектов, реализуемые «РАО ЭС Востока» и «РусГидро», очевидно, формируют огромный спрос на оборудование и технологии. В приоритетах – закупки у российских производителей. Так, угольные ТЭС в Благовещенске, Советской Гавани, на Сахалине, а также НижнеБурейская ГЭС тоже получат отечественное оборудование.
Но бывают и исключения – так, ТЭЦ «Восточная» во Владивостоке и Якутскую ГРЭС2 компания «РАО ЭС Востока» оснастит газотурбинными установками американской General Electric. «Уникальная технология, отечественные производители ее еще не освоили», – объясняет выбор Сергей Толстогузов. Другой пример – в мае прошлого года «РАО ЭС Востока» подписало соглашение с китайской корпорацией Dongfang Electric. Общий объем инвестиций в итоге может достигнуть 78 млрд рублей. Корпорация, к примеру, готова принять участие в финансировании и реализации одного из главных инвестпроектов в тепловой генерации ОЭС Востока – строительство ГТУ на Владивостокской ТЭЦ2 (установленной электрической мощностью 93 МВт и тепловой мощностью 80 Гкал/ч). По словам Сергея Толстогузова, азиатский партнер также будет участвовать в ремонтных программах холдинга, реконструкции сетей и строительстве солнечных станций в Якутии. «В первую очередь это технологическое сотрудничество, во вторую – инвестиции китайских партнеров в наши проекты. Но мы не рассматриваем варианты, при которых они могут быть совладельцами энергообъектов», – пояснил в интервью газете «Коммерсантъ» Сергей Толстогузов.
В проекты ВИЭгенерации планирует включиться и китайский производитель оборудования TBEA SunOasis, меморандум о взаимопонимании с которым «РАО ЭС Востока» подписало в декабре 2014 года. А японские компании Kawasaki и Sojitz Corp. проявляют интерес к реализации проектов строительства электростанций малой и средней мощности с применением газотурбинных когенерационных установок производства Kawasaki – такие объекты могут построить в приморских городах Артеме и Владивостоке (японская Sojitz тогда выступит финансовым партнером).
В ряде случаев «РусГидро» рассчитывает на создание совместных предприятий с азиатскими партнерами, в которых предполагается совместное инвестирование, проектирование, строительство и эксплуатация энергообъектов на территории России. Так, в паре с китайской корпорацией «Три ущелья» российский госхолдинг собирается не только строить противопаводковые ГЭС на притоках Амура (подробнее об этом читайте в материале на стр. 2), но и, вполне возможно, эксплуатировать НижнеБурейскую ГЭС. Еще один потенциальный путь – вхождение иностранных инвесторов, в том числе азиатских, в капитал «РАО ЭС Востока» или «РусГидро». Правда, пока эта возможность сугубо теоретическая. Тем не менее стоит подчеркнуть, что в приоритетах госкомпаний на Дальнем Востоке – технологическое партнерство с российскими производителями.
Другое направление – рост экспортных поставок электроэнергии – прежде всего в Китай. Напрямую «РусГидро» и «РАО ЭС Востока» экспортом не занимаются – за это в России отвечает другой госхолдинг – «Интер РАО» (причем на экспорт идут излишки электроэнергии, не востребованные российским потребителем). С 2013 года в регламенты оптового рынка электроэнергии были внесены существенные изменения, позволившие заключать пакетные двусторонние договоры, в которых прописываются доли объемов поставки с ГЭС и ТЭС, одинаковые для всего пакета. В итоге Группа «РусГидро» получила возможность заключать двусторонние договоры не только по ГЭС, которые имеют самые низкие тарифы в ОЭС Востока, но и по ТЭС, тарифы по которым на порядок (иногда на два) выше. С тех пор АО «ДГК» («дочка» «РАО ЭС Востока», основной производитель электроэнергии на тепловых станциях в ОЭС Востока) начало получать дополнительную выручку, которая направляется на поддержание надежности энергоснабжения, обновление и модернизацию теплогенерирующего оборудования, имеющего, как известно, очень большой износ.
По данным «РусГидро», в прошлом году объем поставок по всему пакету двусторонних договоров составил 1,745 млрд кВт/ч. Оставшиеся объемы «Интер РАО» покупал на внутреннем рынке у единого закупщика – ОАО «ДЭК» (входит в холдинг ОАО «РАО ЭС Востока») по обычным правилам. В текущем году «РусГидро» планировала нарастить объем поставки по всему пакету двусторонних договоров с «Интер РАО» до 2,5 млрд кВт/ч – при условии нормального уровня водности. И перспективы роста есть – как за счет реализации на экспорт излишек с внутреннего рынка, так и за счет экспортно ориентированной генерации. Кроме противопаводковых ГЭС (подробнее – на стр. 2) таким потенциалом обладает, к примеру, проект энергомоста Сахалин – Япония. Речь идет о поставках энергии по подводному кабелю с расположенных на Сахалине станций (в частности, строящейся Сахалинской ГРЭС2, а также ЮжноСахалинской ТЭЦ1).
За счет энергомоста появится необходимость еще в двух очередях на ГРЭС2 (строительство первой очереди на 120 МВт ведется в рамках выделенных целевых бюджетных средств) общей мощностью 240 МВт. Возможно, в таком случае не придется закрывать и действующую Сахалинскую ГРЭС.
Правда, за счет всех этих проектов объем экспорта по энергомосту будет невелик – всего 400–500 МВт. Однако в перспективе в «РАО ЭС Востока» не исключают строительства на Сахалине крупной станции мощностью до 700 МВт, а также соединения изолированной островной энергосистемы с ОЭС Востока. За счет этого объемы такого экспорта можно будет нарастить до 2–4 ГВт. В настоящий момент «РАО ЭС Востока» за счет собственных средств разрабатывает предварительное техникоэкономическое обоснование проекта.
Работа идет по двум направлениям: анализ проекта в части строительства и реконструкции объектов генерации и электрических сетей, необходимых для экспорта электроэнергии в Японию, а также проработка технологий прокладки подводного кабеля с территории Сахалина вкупе со строительством береговой преобразовательной подстанции и объектов сетевой инфраструктуры на территории Японии.
Для экспорта электроэнергии в Японию потребуется прокладывать подводный кабель с территории Сахалина. Подобные технологии есть и у нас – например, в 1942 году в блокадный Ленинград по дну Ладожского озера был проложен «кабель жизни».Интересно, что подобные технологии есть и у нас – например, в 1942 году в блокадный Ленинград по дну Ладожского озера был проложен «кабель жизни». Но островная Япония за последние полвека накопила куда больший опыт прокладки подводных кабелей, и им грех не воспользоваться. «Мы также ожидаем внесения в японское законодательство необходимых изменений, которые откроют дорогу для импорта электроэнергии в эту страну – сейчас это юридически невозможно, – говорит заместитель генерального директора «РАО ЭС Востока» по стратегии и инвестициям Алексей Каплун. – Предварительное ТЭО даст нам понимание экономической эффективности проекта и необходимых технических решений. Тогда можно будет детально обсуждать конкретные вопросы, включая межправительственное соглашение, переходить от общих переговоров к конкретике».
310,5 МВт составит мощность УстьСреднеканской ГЭС. Первый ее пусковой комплекс введен в эксплуатацию в 2013 году, а полностью достроить станцию «РусГидро» планирует к 2018 году.