Получится ли у Дальнего Востока стать новым Сингапуром? Да, если будут гарантии для инвесторов, дешевые кредиты для бизнеса и хорошие дороги
У Дальнего Востока нет шансов стать новым Сингапуром без гарантий для инвесторов, дешевых кредитов для бизнеса и хороших дорог, считает Андрей ОСТРОВСКИЙ, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН. Восточный экономический форум покажет, готовы ли мы совершить прорыв.
«Я на днях вернулся из Китая, где как раз говорил с коллегами, бизнесменами и экспертами об экономических связях с Дальним Востоком. Перспективы замечательные, но они останутся благими пожеланиями, если не решить застарелые проблемы.
Главным препятствием для бизнеса остается отсутствие государственных гарантий для инвесторов — китайских, корейских, японских и так далее. Положим, деньги на нашу территорию пришли, но дальше может случиться что угодно — оспорили сделку через суд, отменили землеотвод или пересмотрели условия контракта. То есть фактически отрезается возможность создания совместных предприятий. Единственной формой обеспечения долгосрочных сделок остаются кредиты, которые придется возвращать.
Случается, партнеры пытаются войти в сотрудничество, но эти инициативы наталкиваются на сопротивление. Этим летом в Госдуме выступили против аренды китайцами забайкальских земель. Местные аграрии были за, ведь поля пустуют. Но депутаты возмутились: мол, почему мы китайцам отдаем землю? Хотя речь шла только об аренде.
Допустим, дальневосточные предприниматели хотят работать с китайцами. Они в российском банке могут в лучшем случае взять кредит под 15-16%, то есть львиная доля потенциальной прибыли пойдет на обслуживание долга. Нужен ли такой партнер иностранному предпринимателю? В Китае бизнес берет кредиты под 5%, а в льготных отраслях еще ниже.
Ну и главный камень преткновения — дороги, логистика. Вот, к примеру, компания «Петропавловск» в Амурской области добывает железную руду. Но поскольку разговоры о строительстве мостов Нижнеленинское — Тунцзян и Благовещенск — Хэйхэ идут лет двадцать, а мостов до сих пор нет, то руду можно возить только через два погранперехода — в Приморском и в Забайкальском краях. Там огромные очереди, к тому же приходится делать огромный крюк, а это все время и деньги.
Вывод: пока мы не будем вкладываться в инфраструктуру пограничных территорий, развивать торговлю и бизнес с Китаем не получится. Сейчас из-за отсутствия приграничной инфраструктуры значительная часть товарооборота между странами идет по линии Москва — Пекин. Хотя гораздо выгоднее торговать по линии Дальний Восток — северный Китай. На китайской стороне границы, для сравнения, построена вполне достойная инфраструктура".