Несмотря на то, что труды германского диктатора в Европе запрещены, его имя и образ продолжают оставаться эффектными культурными символами
Европейских зрителей трудно чем-либо удивить, а тем более шокировать. Старый Свет вполне спокойно относится и к теме сексуальных извращений в кино, литературе и рекламе, и к черному юмору, даже к насилию. Впрочем, студентам-кинематографистам из Германии удалось-таки взбудоражить общественное мнение толерантной Европы.
Роль информационной бомбы сыграла экспериментальная реклама умного автомобиля «Мерседес», оснащенного системой, предотвращающей ДТП. Местом действия полутораминутного ролика выбрана немецкая деревушка начала XX века, в земле Баден-Вюртемберг.
По дороге едет элитный автомобиль. Машина автоматически останавливается перед играющими на дороге детьми, однако позже уверенно сбивает мальчика, бегущего мимо с воздушным змеем. Наблюдающая ситуацию молодая женщина кидается к сбитому ребенку с криком «Адольф!», а камера показывает маленькое тело, лежащее в позе свастики.
Таким образом, всем становится понятно, что машина только что убила маленького Гитлера, а в это время на экране возникает слоган, который компания Mercedes/Daimler AG избрала для продвижения своей новой технологии: «Распознает опасность до ее возникновения».
Рекламный креатив вызвал большой интерес зрителей: за три дня ролик набрал более 100 тысяч просмотров на сервисе YouTube. Однако руководство самого автоконцерна к такой популярности отнеслось негативно. «Эксплуатировать нацистскую символику, смерть человека, а тем более ребенка в рекламных целях – это аморально», – заявил представитель компании.
Обозреватели отмечают, что несмотря на то, что нацизм давно потерпел поражение, проект Третьего Рейха канул в лету, а имя Гитлера и его труды десятилетиями старательно вычеркиваются из европейской культуры и истории, – личность нацистского вождя периодически дает повод для громких культурных скандалов.
В 2010 такой скандал разразился в Индии: вплоть до 2012 года местная еврейская община и правительство самой страны добивались закрытия или переименования магазина одежды в индийском штате Гуджарат, который хозяин назвал эффектным для привлечения покупателей словом – «Гитлер». Один из совладельцев торгового предприятия, Раджа Шах, заявил, что нарек свой магазин в честь дедушки, у которого было как раз такое прозвище – за соответствующий нрав. Однако общественность не удовлетворилась этим объяснением. Сначала индийских бизнесменов принудили отказаться от свастики, венчавшей букву «i» вместо точки, а затем и вовсе сменить название.
А в июне текущего года нестандартным отношением к наследию фюрера отличился молодой лидер Северной Кореи, Ким Чен Ын. Он приказал перевести главный идеологический труд Гитлера – книгу Mein Kampf («Моя борьба»), и раздавать в обязательном порядке для тщательного ознакомления высшим партийным функционерам КНДР.
КНДР с Гитлером в голове: Ким Чен Ын приказал подчиненным читать «Майн Кампф» >>
Что касается властей Старого Света, то они готовы на все, лишь бы не допустить переиздания главного труда немецкого диктатора. Мюнхенский суд запретил британскому издателю и ученому Питеру Макги публиковать отрывки из Mein Kampf с академическими примечаниями и комментариями: по мнению судей, это нарушает авторское право Адольфа Гитлера и правительства земли Бавария.
30 апреля 2015 года истекает 70-летний срок со дня смерти создателя книги, а потому по немецким законам «Майн Кампф» из объекта авторского права превращается в общественное достояние. После этого любой желающий может издавать, переводить и комментировать ее по своему усмотрению. Чтобы этого не допустить, немецкие власти готовы пойти на самые радикальные меры, – отмечают обозреватели.
В Германии суд выступил в защиту авторских прав Гитлера >>
Впрочем, у этой «посмертно антинацистской деятельности» есть серьезная финансовая база. Начиная с 1952 года, ФРГ выплатила израильскому фонду жертв холокоста более 60 миллиардов евро, в пересчете на современный курс валют. Согласование платежей проходит с завидной регулярностью и не прерывается, несмотря ни на смену власти в самой Германии, ни на мировые экономические кризисы. В мае текущего года правительство Ангелы Меркель пообещало до 2017 года перечислить в качестве помощи евреям, пострадавшим от действий нацистов, 1 миллиард евро.