АВГУСТОВСКИЙ ИЗЛОМ

На минувшей неделе сошлись разом несколько памятных дат. Дат разного масштаба и, если так можно сказать в данном случае, заключенного в них нравственного смысла. 60-летие Курской битвы. 35-летие вторжения армий стран Варшавского договора в Чехословакию. 5-летие случившегося у нас дефолта. 12-летие путча ГКЧП.

Было бы напраслиной упрекать в равнодушии к этим и другим такого рода событиям большинство телеканалов. Почти каждый из них так или иначе отозвался. И все же чего-то во всем сказанном-показанном не хватало. Судите сами.
Пятилетие дефолта - при том, что позабывших о нем можно найти разве что среди младших школьников - некоторые каналы встретили в состоянии полной амнезии. Дама-эксперт столичной валютной биржи в программе "Доходное место" (ТВЦ) без внятных аргументов уверяла нас, будто в этом событии хорошего было больше, чем плохого. А в итоговом субботнем выпуске новостей на том же канале гость С. Кучера, на сей раз политик, а не экономист, развивал эту мысль уже как самоочевидную.
При этом никто почему-то не потрудился отделить котлеты от мух, сказать, что обвальное падение рубля помогло лишь тем немногим российским производителям, которые выходят со своим продуктом на международные рынки. Для всех же остальных, а главное - для подавляющего большинства населения, не только потерявшего свои вклады, но и столкнувшегося с неслыханным ростом цен на продовольственные и промышленные товары, дефолт стал катастрофой, от которой люди только оправляются...
Тем не менее сытое наше ТВ не сказало во весь голос о связанных с этим событием потерях рядовых граждан, не призвало к ответственности виновников случившегося, не стремилось извлечь уроки на будущее.
Другое дело - события августа 1991-го. В последнее время все чаще возникает стремление переоценить намерения гэкачепистов. В ряде СМИ появились новые материалы, касающиеся тех дней. Так, недавно в одной из столичных газет опубликовано любопытное посмертное интервью бывшего путчиста, экс-премьера Валентина Павлова. Телевидение же, которое в свое время подробнее других рассказывало о трех августовских днях, сегодня почему-то чурается этой темы, касается ее как-то мимоходом, будто случайно.
В минувший вторник в прямом эфире программы "Дата" видный демократ первого призыва, активный участник памятных событий огорошил зрителей эффектным признанием. Победи гэкачеписты, заявил он, народу стало б жить лучше: страна пошла бы по китайскому пути реформ. При этом гость уверял, что и сегодня, повторись тот путч, он без раздумий выступил бы на стороне демократов. Такая вот народолюбивая логика.
Другой участник разговора, тоже стопроцентный демократ, сослался вдруг на некие социологические опросы, согласно которым треть очевидцев тех событий якобы уж даже не помнит, на чьей они были тогда стороне. В общем, как ни странно, оба сторонника победителей сделали все, чтобы умалить в том числе и свою победу. Впрочем, их высказывания довольно точно отражали царившие в эти дни на экранах разночтения в оценках августовского путча...
Пожалуй, наиболее серьезно ТВ отметило 35-летие событий в Чехословакии. Двухсерийная документальная лента "Пражский излом", показанная на канале "Россия" в среду и четверг, внимательно, день за днем, проследила события весны и лета 1968-го года. Несомненной заслугой авторов фильма стало то, что они сумели разговорить непосредственных участников сложного противоборства. Некоторые из них в течение всего этого времени хранили молчание и только теперь согласились дать интервью.
Первая часть фильма, "Война нервов" внешне не очень эффектна. Она почти сплошь состоит из "говорящих голов". Авторы и их герои приглашают фактически зрителей участвовать в своеобразном историческом судебном разбирательстве.
В высказываниях непосредственных участников тех событий иногда проглядывает желание доказать свою правоту. В условиях, когда некоторые факты и обстоятельства открываются практически впервые, зрителям весьма непросто самостоятельно разобраться в сложных исторических коллизиях, и без того чрезвычайно непростых. Тут аудитории, на мой взгляд, нужна была некоторая помощь со стороны авторов.
К сожалению, теледокументалисты не стали расставлять политические акценты, они действовали в духе популярной нынче "предельной" объективности, граничащей с отстраненностью. Они предложили нам самим определять, кто был прав, а кто виноват в той драматической истории. Такое творческое решение неожиданно внесло интригу, усилило зрительский интерес ко второй серии "Операция "Влтава", показанной назавтра. События, развернувшиеся в ночь на 21 августа 68-го на улицах и площадях Праги (авторы раздобыли уникальные кадры тех часов и сумели органично включить их в свое повествование), предстали на удивление свежо...