Давайте отбросим дипломатию и скажем прямо: все, что происходит сейчас вокруг матча "Тироль" - "Локомотив", напоминает сговор, в котором с разной степенью активности участвуют судьи, инспектор матча, руководство австрийского клуба и члены контрольно-дисциплинарного комитета УЕФА. Вспомним все по порядку.
Первый матч квалификационного раунда Лиги чемпионов столичный "Локомотив" выигрывает у "Тироля" 3:1, оставляя сопернику мало шансов в ответном матче. Тирольцам надо выигрывать дома или 2:0, или с любым другим результатом, но с перевесом не менее чем в три мяча. Задача труднейшая, тем более что за две недели промежутка между поединками "Локомотив", по мнению большинства специалистов, еще усилил игру. Из Тироля раздаются оптимистические голоса, которые, правда, с приближением даты матча становятся тише.
Как показали первые минуты игры в Тироле, хозяева действительно настроены решительно. Но и москвичам в самоотверженности не откажешь. Особенно блистал их голкипер Руслан Нигматуллин, который подошел к играм Лиги чемпионов в прекрасной форме. Отбившись от первых атак, "Локомотив" берет "власть" в свои руки и не дает повода сомневаться, кому идти дальше в самом престижном европейском турнире. Гол Маминова на 51-й минуте снял все вопросы по поводу победителя. И вот тут-то в честный спор вмешался судья.
Конечно, доказать то, что его ошибка была преднамеренной, никто не возьмется. Но и объяснить ее логически тоже непросто. Арбитр Марио ван дер Энде считается одним из опытнейших рефери ФИФА, имеющим в своем послужном списке несколько десятков матчей на международном уровне. Не новичками были на поле и боковые арбитры. Как же понять последующую цепочку ошибок? За 15 минут до конца встречи происходит единоборство между форвардом "Локомотива" Русланом Пименовым и защитником "Тироля" Робертом Ибертсбергером. Видеоповтор покажет: была обычная игровая ситуация. Пименов попал в ногу австрийца непреднамеренно. Однако арбитр расценил эпизод в пользу хозяев и назначил не просто штрафной, а решил наказать нарушителя желтой карточкой. Как рассказывал видеоинженер "Локомотива", на скамейке запасных сразу и не поняли, почему вдруг Марио ван дер Энде вскинул руку с желтой карточкой. Подумали даже, что таким образом судья решил прервать игру, чтобы остановить дождь монет, летевших с трибун на поле. Но тот, помахав карточкой, указал на Маминова. Как потом каялся судья, он просто просмотрел эпизод и наказал, что называется, первого встречного. Странно для столь ответственного решения? И тем более что, сомневаясь, он не стал, как принято, советоваться с помощниками. Да и сами помощники почему-то не поправили своего "начальника", когда он вносил в протокол фамилию Маминова вместо Пименова. Зато руководство "Тироля" оказалось осведомленным и оперативно подало протест в дисциплинарный комитет УЕФА. Никто его в "Локомотиве" тогда всерьез не воспринял. Тем сенсационнее было решение: считать протест обоснованным, назначить переигровку.
Волна возмущений улеглась. Вряд ли найдешь здравомыслящего человека, который встал бы на сторону чиновников, принявших решение вопреки спортивному принципу, простой логике и, что особенно важно, в нарушение футбольных законов. Именно это и положил в основу апелляции президент железнодорожного клуба Валерий Филатов. Оно будет рассмотрено 30 или 31 августа. Мы прекрасно знаем, насколько консервативны ФИФА и УЕФА - как редко там меняют свои решения. Однако в данном случае заседатели из апелляционного комитета должны бы по совести поправить своих коллег из комитета дисциплинарного. Во-первых, основываясь на регламенте соревнований и принимая в внимание, что судьбу "Локомотива" вершили только 3 из 9 чиновников, входящих в этот карающий орган. Вполне возможно, что им придется собраться вместе еще раз, чтобы по-новому рассмотреть нашумевший на всю Европу инцидент...
Как все будет - мы узнаем скоро, но уже ясно, что впервые в истории европейского футбола его законодательство грубо нарушено. Ясно, что давление на российский футбол, начавшееся в середине 90-х годов со стороны арбитров при молчаливом согласии чиновников, еще более усиливается. И, наверное, Российскому футбольному союзу самое время проанализировать все факты и предоставить их в официальном заявлении на имя руководителей УЕФА и ФИФА. Вот здесь как раз и понадобятся авторитет и связи в международных верхах президента РФС Вячеслава Колоскова. Именно решение апелляционного комитета покажет, насколько сильно влияние нашего полпреда в высших футбольных инстанциях.
Конечно, нервотрепка с возможной переигровкой не могла не сказаться на игроках и тренерах "Локомотива". Приехав в Раменское за час до матча железнодорожников и "Анжи", я так и не решился потревожить всегда готового к разговору, а сейчас выглядевшего хмурым Юрия Семина. Не расположен был к беседе и президент клуба Валерий Филатов, который, правда, сообщил долгожданную для болельщика весть - строительство стадиона "Локомотива" намечено завершить в октябре, и это значит, что в Москве появится арена международного класса. Вот только придется ли сыграть на ней москвичам матчи Лиги чемпионов в нынешнем году?
В первом тайме хозяйничали на поле в Раменском махачкалинцы. Активны были впереди Сирхаев и Агаларов, а в защите каменной глыбой над форвардами "Локомотива" нависал африканец Биллонг, иногда путавший футбол с вольной борьбой. Все изменилось во втором тайме с выходом "волшебника, который еще учится" Марата Измайлова. Опытные партнеры как будто даже с облегчением и радостью передали ему нити управления игрой. И она преобразилась. Сначала дважды отличился до того наделавший много ошибок Дмитрий Лоськов. Особенно красив был второй мяч. Обладатель приза от "Труда" увидел, что голкипер "Анжи" Жидков вышел из ворот на несколько метров и красиво, мягко, словно на парашюте, запустил ему мяч, что называется, за шиворот. Придал агрессивности атакам москвичей выход на замену Джанашия, а тут еще, на беду махачкалинцев, разыгрался и Обиора, забивший два отличных гола. Вообще "Локомотив" во втором тайме смотрелся здорово - на радость поклонникам и многолетнему начальнику команды, бывшему ее игроку Владимиру Короткову, который вчера отметил свое 60-летие.