О том, что Юрий Горный обладает завидной силой, я сужу по его рукопожатию - надо держать ухо
О том, что Юрий Горный обладает завидной силой, я сужу по его рукопожатию - надо держать ухо востро, иначе потом будешь морщиться от боли. Атлетических номеров в его программе всегда хватало. Но все-таки с самого начала он считал себя артистом психологического жанра. А как еще назвать, к примеру, такой номер, где одновременно Горный наигрывает левой рукой мелодию на рояле, правой пишет приветствие зрителям, не переставая еще и читать любимые стихи. Тут и сам Юлий Цезарь отдыхает.
Или вот трюк, соучастником которого в роли ассистента мне случалось бывать. На площади расставляются с десяток фишек, образующих змейку. Юре завязывают глаза, он садится за руль автомобиля и на приличной скорости объезжает препятствия. В Японии, откуда Горный вернулся только что, вместо фишек встали зрители - добровольцы. Семь камер фиксировали эксперимент российского феномена, надеясь хотя бы в телеповторе подсмотреть его секрет. Но увидели то, что видел и я, - машина, скрипя тормозами, сделала несколько петель, не задев ни одно "препятствие".
Психология, которой в молодости увлекся Горный, в те времена была приравнена почти к инакомыслию. Потому свои первые опыты, проверяя прежде всего себя, он ставил по многочисленным барнаульским общежитиям. А потом "пошел в народ". За четыре года не осталось района, где бы он ни побывал.
Но не было у Горного специального разрешения на выступления. Не было потому, что и жанра, в котором он выступал, официально не существовало. Как-то, возвращаясь после очередной гастроли из Бийска в Барнаул, решил завернуть в поселок Зональный. А там среди зрителей оказалась сверхбдительная девушка из села Локоть, откуда родом Горный. Не поленилась приехать в Барнаул, чтобы с возмущением заявить - вот, мол, приезжал к нам артист, назвавшийся Горным. А я ведь точно знаю, что это Юрка Яшков, который жил на одной со мной улице. Так и рассекретили настоящую фамилию бродячего артиста, выбравшего себе громкий сценический псевдоним. А так как охота на Горного, разъезжавшего по краю с липовыми документами (серьезная статья УК, между прочим), развернулась широкая, пришлось ему пересечь границы Алтая и обосноваться в Казахстане.
А затем Горный круто "взял в оборот" Москву. Только двоим - всемирно известному иллюзионисту Акопяну и ему, Горному, выступающим в так называемом жанре психологического этюда, было дано право на организацию сольных концертов. Только он, Горный, мог иметь столько эфирного времени на телевидении, да еще и собственную программу. То, что он демонстрировал, публику приводило в восторг.
Вот на сцену выходит зритель из зала, пишет на доске мелом 20 цифр в вольном порядке. Артисту дается ровно 5 секунд для того, чтобы на них посмотреть и тут же, отвернувшись, воспроизвести цифры в точной последовательности.
А это ассистент развешивает на сцене воздушные шарики, хлопком обозначает цель, и Горный из двух пистолетов (стрельба по-македонски) с завязанными глазами бьет без промаха.
Ну а смельчаков сесть с Горным за карточный столик не находится с тех пор, как выяснилось, что он может запомнить у кого какие карты не одной, а сразу трех колод.
Как его только не именуют. Железный человек - за недюжинную природную силу. Недавно, например, он вызвал на бой олимпийского чемпиона по боксу. Нострадамусом - за точное предсказание многих природных и социальных явлений. В 1996-м он предугадал победу в чемпионате Европы по футболу сборной Дании, которая, как известно, попала туда в последний момент из-за дисквалификации команды Югославии. Робеспьером - за бескомпромиссную борьбу с дутыми знаменитостями. А еще давным-давно его называли Стахановым. За то, что однажды на комбайне он выполнил 26 сменных норм.
Но кажется, рекорды ради рекордов уже не интересуют Горного. Кажется, он пришел к выводу, что всем все доказал и главное теперь отдать свои знания людям. Потому и появились его ставшие вмиг популярными "Мастер-класс" и центр "Идея".
Начинать, открывать, бороться с силами видимыми и незримыми - в духе Горного. И никакие 60 лет не укротят его бунтарского нутра. Обогнать человечество в одиночку - такую вот вселенски масштабную задачу поставил когда-то Юрка Яшков - Горный. И, наверное, обогнал. По крайней мере то, что может он, мастер психологического жанра, пока никому повторить не удавалось.