КРУПНЕЙШИЕ МОРСКИЕ КАТАСТРОФЫ ХХ ВЕКА

АВАРИИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
Сейчас на дне океана покоятся шесть атомных подводных лодок: две

АВАРИИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
Сейчас на дне океана покоятся шесть атомных подводных лодок: две американские ("Трешер" и "Скорпион") и четыре советские (К-8, К-219, К-278 "Комсомолец", К-27). Три из этих четырех погибли в результате аварии. Одна была затоплена в Карском море по решению властей из-за невозможности восстановления и дороговизны утилизации.
Первой среди известных подводных лодок 26 мая 1910 г. затонула ПЛ "Плювиос" (Франция), столкновение с кораблем, погибло 27 человек.
14 сентября 1914 г. ПЛ АЕ-1 (Австралия), причина аварии неизвестна, погибло 37 человек.
18 августа 1923 г. ПЛ L-9 (Англия), поступление воды внутрь корпуса, погибло 88 человек.
15 июня 1940 г. ПЛ "Макалле" (Италия), посадка на мель, погибло 45 человек.
24 октября 1944 г. Подводная лодка "Тэнг" (США), взрыв, погибло 80 человек.
7 декабря 1946 г. Затонула подводная лодка И-2326.
23 сентября 1952 г. ПЛ "Сибиль", причина аварии неизвестна.
4 апреля 1953 г. Подводная лодка "Думлумпинар" (Турция), столкновение, погиб 81 человек.
10 апреля 1961 года АПЛ "Трэшер" (США), по неизвестной причине лодка ушла на запредельную глубину и была раздавлена. Погибло129 человек.
27 января 1968 г. В районе Тулона исчезла подводная лодка "Минерва".
21 мая 1968 г. ПЛ "Скорпион" (США), причина аварии неизвестна, погибло 99 человек.
4 марта 1970 г. Пропала подводная лодка "Эредис".
А всего в мире (кроме СССР - России) с 1904 по 1999 г. потерпели аварию более 200 подводных лодок, в результате чего погибло не менее 4333 человек.
Что же касается России, то, по зарубежным источникам, в 1977-1999 гг. произошло 15 катастроф советских и российских подводных лодок. С 1961 года в авариях на советских (российских) атомных подводных лодках погибло по крайней мере 507 человек. Вплоть до "Курска" аварий, приведших к гибели АПЛ, на флоте России с 1991 года не было.
Первой катастрофу потерпела атомная подлодка К-8 (пр. 627А класса "Ноябрь") в 1970 году. Она затонула в Бискайском заливе на глубине 4680 метров, погибло 52 человека.
В октябре 1986 года в Атлантике, к северу от Бермудских островов, на глубине 5000 метров затонула лодка К-219 (пр. 667А класса "Янки"), стратегическая атомная подводная лодка с баллистическими ракетами на борту. Погибло 4 человека. Согласно одной из версий произошло столкновение К-219 с американской подводной лодкой.
В апреле 1989 года в Норвежском море после пожара под водой и всплытия затонула АПЛ К-278 "Комсомолец" (пр. 685 класса "Майк"), погибло 42 человека, спаслись 25 человек. Это был уникальный титановый корабль с глубиной погружения до 1000 м.
АВАРИИ НА ГРАЖДАНСКОМ ФЛОТЕ
Пароход "Берлин", совершая плавание из английского порта Гарвич через Ла-Манш, попал в жестокий шторм и 21 февраля 1907 г. потерпел крушение у берегов Голландии (гавань Хук-ван-Холланд). Огромная волна швырнула пароход на угол каменно-бетонного мола. Внезапность катастрофы и тяжелейшие погодные условия привели к тому, что из 144 человек, находившихся на борту корабля, погибло 129.
15 апреля 1912 года английский пассажирский лайнер "Титаник" столкнулся с айсбергом в Северной Атлантике и затонул. Погибло 1503 человека.
29 мая 1914 года канадский пассажирский лайнер "Эмпресс оф Айленд" столкнулся с норвежским судном "Сторстадт". Погибло 1012 человек.
24 июля 1915 г. экскурсионный пароход "Истлэнд" из-за перегрузки перевернулся у причала реки Чикаго (США). По данным правительства, погибло 835 человек, следственный врач заявил журналистам, что насчитал в городском морге 1300 трупов, а местные газеты утверждали, что число жертв - 2100 человек.
В 1928 г. шторм у восточного побережья США погубил английский грузопассажирский пароход "Вестрис". 159 человек нашли свою смерть в воде.
Французский пароход "Сен-Филибер", затонувший 15 июня 1931 г. в Бискайском заливе у мыса Сен-Жильда, увлек с собой на дно 462 человека.
17 июля 1947 года индийский паром "Рандас" затонул в Бенгальском заливе во время шторма. Погибших - 625 человек.
27 января 1949 года китайские пароходы "Тай-пин" и "Цзинь-Юань" столкнулись в Тайваньском проливе. Погибло около 1500 человек
11 октября 1968 года филиппинский паром "Дамеджиет" у острова Минданао затонул во время шторма. Погибло более 500 человек.
31 августа 1986 года советский лайнер "Адмирал Нахимов" затонул на выходе из новороссийского порта в результате столкновения в двух милях от берега и в восьми милях от порта. Сухогруз "Петр Васев" протаранил пароход, и тот ушел на дно в рекордно короткий срок - за 8 минут. Из 1200 пассажиров погибли 423, а затем, при проведении подводных работ, еще 2 водолаза.
20 декабря 1987 года филиппинский каботажный теплоход "Дона Бас" столкнулся с танкером "Виктор" неподалеку от острова Сариндуке. Оба судна затонули. Погибло около 3000 человек. Вероятно, это самая крупная катастрофа на море в мирное время.
6 марта 1987 года английский автопассажирский паром "Геральд оф зе форм энтерпрайз" опрокинулся при выходе из бельгийского порта Зебрюгге. Погибших -193 человека.
19 апреля 1991 г. по меньшей мере 72 человека утонули в результате гибели пассажирского парома у западного побережья Африки, в водах Экваториальной Гвинеи.
15 декабря 1991 г. в Красном море затонул, наткнувшись на рифы, египетский теплоход "Салем экспресс", совершавший паромные перевозки между саудовским городом Джидда и Суэцем. Погибло около 950 человек.
28 сентября 1994 года эстонский паром "Эстония" затонул ночью во время шторма в 100 километрах от шведского берега. Погибло более 900 человек.
Наибольшее количество погибших на одном корабле - 7700 человек. Они находились на немецком лайнере "Вильгельм Густлофф", торпедированном 30 января 1945 г. у Данцига (Балтийское море) советской подводной лодкой.