Компенсация будет, но моральная

Бороться за свои права в России не только можно, но и нужно, ибо шансы на победу велики. Правда, вряд ли с финансовой выгодой

В конце прошлого года американец Генри Уокер отсудил у известного супермаркета 7,5 млн долларов. Мужчина, выбирая фрукты, неудачно повернулся и сломал бедро. Оказалось, нога застряла в деревянном поддоне. Американец подал на магазин в суд, а присяжные вынесли вердикт в пользу Уокера, присудив ему 2,5 млн долларов в качестве компенсации за перелом. И еще 5 млн — в виде наказания ответчика. Так ведь и у нас есть удивительные случаи.

На этой неделе опубликована интересная статистика по результатам исков о защите прав потребителей. После изучения 20 млн судебных решений один из крупнейших в нашей стране юридических онлайн-сервисов пришел к выводу: бороться за свои права в России не только можно, но и нужно, ибо шансы на победу велики! Правда, извлечь из этого заметную финансовую выгоду вряд ли получится — пока чаще дело склоняется к моральному удовлетворению.

В спорах о защите прав потребителей российские суды в 70% случаев встают на защиту интересов граждан, удовлетворяя их иски в полном объеме или частично. А если ответчиком по заявлению выступает предприятие торговли, то и вовсе в 90%. А вот споры с банками лучше до суда не доводить: по статистике, кредитные учреждения выигрывают у россиян три дела из четырех.

За последние месяцы специально созданная компьютерная программа изучила миллиарды страниц судебной документации по самой популярной категории дел. Оказалось, чаще всего россияне обращаются в суд за защитой своих прав по поводу качества продуктов питания, услуг связи и работы автосалонов. За ними следуют магазины стройматериалов и компании, оказывающие услуги по строительству и ремонту.

По словам юриста Татьяны Беловой, эти выводы подтверждаются богатой практикой, но не потому что услуги связи у нас сплошь некачественные, автомобили — с кривыми колесами, стройматериалы — фальсифицированные, а продукты — просроченные. А потому что при обращении в суд гораздо проще добиться удовлетворения исковых требований именно от крупной компании. Например, 90% всех исков по качеству электронной и бытовой техники по всей стране предъявляются к семи-восьми федеральным торговым сетям, представленным в большинстве регионов страны.

«По опыту могу сказать, что число обращений граждан по поводу составления исковых требований к физлицам, ИП или небольшим юрлицам, оказавшим некачественные услуги, ничуть не меньше, чем к крупным компаниям. Вот только дальше консультации дело заходит редко по причине неочевидных судебных перспектив. Чем мельче ответчик, тем больше шансов, что после ознакомления с иском он просто бросит свою компанию. А в спорах с физическими лицами доказать что бы то ни было бывает просто невозможно, поскольку в 99,9% случаев факт оказания услуги не имеет документального подтверждения», — поясняет Татьяна Белова.

Главный вывод таков: прежде чем нести исковое заявление в суд, нужно тщательно взвесить все за и против. Да, по статистике, граждане куда чаще выигрывают дела о защите прав потребителей, чем проигрывают. Но присуждают-то им крохи! В среднем размер выигрыша по делу в суде общей юрисдикции не превышает 100 тысяч рублей. Если вспомнить, что дела с ущербом менее 50 тысяч рублей слушаются мировыми судьями и результаты их работы в статистику не вошли, то можно предположить: реальная средняя сумма взыскания еще меньше, до 60 тысяч рублей. Не слишком-то много для наказания обидчика, да и для восстановления чувства собственного достоинства...