Фильм еще не вышел на экраны, но как же надоели пляски вокруг него!
Очередной виток страстей вокруг «Матильды» назначен на 1 августа. Хоругвеносцы во главе с неугомонной депутатшей Поклонской проведут стояние против фильма и молебен «За Веру, Отечество, Народ и Царя!» в разных городах страны. А накануне прокуратура Москвы нашла признаки уголовщины в действиях православных активистов, пригрозивших поджигать кинотеатры, если те осмелятся показать фильм Алексея Учителя. Боязно за Мариинский театр, где 25 октября ожидается премьера.
За бесконечно тянущимся скандалом отодвинулся на задний план простой вопрос: господи, неужто любовная история царя и балерины — это и есть именно то, что достойно столь яростной полемики в год столетия русской революции? Столько пыла уже израсходовано на пустяки.
У нас экономика в глубоком кризисе, доходы и уровень жизни падают, правительство так долго демонстрирует недееспособность, что все к этому привыкли. Так почему бы не вспомнить, как Российская империя к началу ХХ века стала мировым лидером по темпам роста? И мир с завистью смотрел не на китайское, а на русское экономическое чудо. Бесплатная земская медицина и всеобщее бесплатное начальное образование, работы — лишь успевай поворачиваться. Рубль был самой устойчивой валютой, шведские и финские гастарбайтеры ехали на заработки в Москву и Петербург. За 23 года правления Николая II население страны выросло на треть — с 124 до 186 млн. Иван Бунин в «Окаянных днях» делился сокровенным: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали, — всю эту мощь, сложность, богатство, счастье». Как видим, не представляют и правнуки. Ничего подобного не заинтересовало ни творцов, ни публику. В судьбоносные сюжеты для полемики выдвинуто юношеское увлечение наследника престола.
Тоже мне открытие! Как раз эта история с Кшесинской изучена давно и подробно. В Петербурге есть целый музей — Музей политической истории России, расположенный в ее бывшем особняке. Здесь большая экспозиция о ее жизненном пути и, конечно, романе с наследником престола и с другими представителями семьи Романовых. Да, эта женщина не разменивалась по пустякам. После болезненного разрыва с Николаем у нее были близкие отношения с великим князем Сергеем Михайловичем, а вышла замуж она уже в эмиграции в 1921 году за великого князя Андрея Владимировича и получила титул светлейшей княгини Романовской-Красинской.
Если кто интересуется реальными отношениями цесаревича и балерины, советуем обратиться к монографии заведующего отделом музея, кандидата исторических наук Алексея Кулегина «Примадонна для императора». Там только факты — из фондов Госархива, Театрального музея имени А.А. Бахрушина, Российской национальной библиотеки, свидетельства современников. Николай красиво ухаживал, посылал через однополчан цветы, подарки, как пишет Кшесинская, «хорошие, но некрупные». Все это не прошло мимо внимания столичного высшего света. Пересуды дошли до высочайших родителей. Императрица Мария Федоровна пыталась противодействовать сближению сына с «танцоркой», но сам император вообще не придавал значения этой истории.
А на вопрос, который особенно волновал современников и историков «балетного романа», есть ответ в дневнике цесаревича. Запись от 1 апреля 1892 года: «Я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместились в душе. Теперь уже пошел четвертый год, что я люблю Аликс Г. (будущую императрицу. — «Труд») и постоянно лелею мысль, если Бог даст, на ней когда-нибудь жениться. А с лагеря 1890 года по сие время я страстно полюбил (платонически) маленькую К: Можно было заключить после этого, что я очень влюбчив. До известной степени — да! Но я должен прибавить, что внутри я строгий судья и до крайности разборчив».
Он действительно был увлечен балериной. Но весной 1894 года, когда здоровье Александра III резко пошатнулось, было объявлено о помолвке цесаревича с принцессой Алисой. Николай сразу же рассказал ей о своих отношениях с Матильдой. После чего будущая императрица записала в его дневнике: «Я люблю тебя еще больше после того, что ты мне рассказал».
Эта история, уже позабытая, после революции выплеснулась на страницы бульварной прессы. «Свидания обычно происходили в квартире балерины. Николай сюда приезжал запросто. Кипел самоварчик, и уютно горел розовый фонарик. Когда они оставались одни, Николай с силой привлекал к себе хрупкую фигуру танцовщицы, отыскивая жадными губами ее губы, и поцелуй их был долог и страстен...». Чем-то по стилистике напоминает трейлер фильма Алексея Учителя, где у балерины на сцене отстегивается лиф, и Николай возбужденно привстает...
Очевидно, что история с Кшесинской на блокбастер не тянет. Ну увлекся молодой человек, с кем не бывает. Однако это вовсе не была «любовь, изменившая Россию» — рекламный ролик к фильму лукавит. Мучимая ревностью, Кшесинская написала несколько анонимных писем в Англию, в которых пыталась опорочить Николая перед невестой, утверждала, что он болен и не нужно выходить за него замуж. Алиса эти выходки по-царски игнорировала, а вот Николай расстроился, узнав о низком поступке экс-возлюбленной. В январе 1896-го он признался сестре Ксении, что ему было неприятно смотреть на сцену, когда там в «Спящей красавице» танцевала Матильда. К тому времени он был счастливым мужем и отцом. Вот и вся история, многого из нее не выжмешь.
Но за сегодняшними, образца 2017 года, карикатурными страстями вокруг «Матильды» мы упустили из виду куда более важные обстоятельства предгрозовой эпохи. Так плохие ученики на уроке истории блеют и мычат в надежде вымолить у учителя хотя бы троечку: «Ну... эта... там еще царь был... Он к балерине ходил...»