На острове впервые поставили полнометражный балетный спектакль
В культурной жизни Мальты произошло без преувеличения историческое событие: здесь впервые поставили оригинальный полнометражный балетный спектакль. И произошло это при активном участии российских артистов.
Театральным традициям Мальты не одно столетие. Первый общедоступный театр был построен здесь еще в 1731 году. Но балет пришел на остров только в ХХ веке. И принесла его с собой княжна Наталья Путятина, дочь петербургского сановника, бежавшего от революции за рубеж. Девушка (чью историю я узнал из недавно стартовавшего русскоязычного журнала «Мальтийский вестник») мечтала стать балериной Мариинского театра и беспокоилась о том, одобрят ли ее родственники такую «недворянскую» карьеру. Но жизнь заставила решать совсем другие проблемы. Оказавшись в эмиграции, Наталья вышла замуж за мальтийца и осела на острове. А основанная ею в 1939 году танцевальная школа «Отрада» впоследствии переросла в Академию балета. Но до полнометражного оригинального спектакля дело дошло лишь теперь.
Поводом для его постановки стало 50-летие дипломатических отношений между Россией и Мальтой. Связи между нашими странами, понятно, гораздо старше, они зародились еще при Иване Грозном, получили развитие при Павле I, давшем Мальтийскому ордену прибежище от нашествия Наполеона. Но именно в 1967 году Советский Союз признал Республику Мальта, незадолго до того получившую независимость от Великобритании.
Чтобы отметить эту дату, Европейский фонд поддержки культуры, базирующийся на Мальте и возглавляемый нашим соотечественником Константином Ишхановым, инициировал постановку спектакля «Хрустальный дворец» по мотивам романа Ивана Лажечникова «Ледяной дом». Хореографию и режиссуру взялись делать совместно руководитель миманса Большого театра Екатерина Миронова и танцовщик этой же труппы Александр Сомов. На главные роли пригласили из ГАБТа приму Марию Аллаш (Королева бриллиантов), ведущую солистку Марию Виноградову (Комедиантка), из петербургского Михайловского театра – премьера Ивана Васильева (Комедиант). В массовые сцены позвали юных мальтийских артистов из танцевальной студии Бриджит Гаучи Борда и детский хор «Стейдж коуч». Остров выставил также «авангард» своей симфонической культуры – Мальтийский филармонический оркестр, за пульт которого встал наш балетный дирижер Павел Клиничев.
Ведущая балерина ГАБТа Мария Виноградова и премьер Михайловского театра Иван Васильев исполнили главные роли Шутихи и Шута
Это был яркий контраст: пройдя узкими улочками мальтийской столицы Валлетты, раскаленной июльским солнцем, войти в грандиозное средневековое здание бывшего рыцарского госпиталя, ныне преобразованное в Средиземноморский конференц-центр, в его коридорах столкнуться с запросто идущей на спектакль госпожой президентом республики Мари-Луиз Колейро Прека (Мальта – очень спокойное государство) – и затем уже в театральном зале перенестись, благодаря декорациям Сергея Тимонина, в Петербург XVIII века. Сперва во дворец императрицы (драматическая актриса Мария Порошина), которая, потрудившись над указами, потом на живой лошади отправляется в сад смотреть балетный дивертисмент. А во втором действии это тот самый Ледяной дом, в который забавы ради государыня отправила справлять свадьбу влюбленную пару шутов. Сценические эффекты вроде плывущего над сценой солнца с восседающей на нем оперной певицей, исполняющей оду монархине (солистка Большого Анна Аглатова), воссоздали дух театральных феерий галантного века. А второе действие напомнило о традиции сказочных «белых» актов из «Жизели», «Лебединого озера», «Баядерки». Наградой за эти северные чудеса стали аплодисменты двуязычной публики: в зале было примерно поровну коренных мальтийцев и представителей нашей не столь уж малочисленной здешней диаспоры.
Как рассказал «Труду» инициатор проекта Константин Ишханов, он бы хотел показать его на одном из дюжины фестивалей, которые проводит его Фонд в разных странах от Армении до Испании. Не исключены и гастроли в Москве.
Вообще у российско-мальтийских музыкальных связей немало «опорных точек». Начать с того, что музыку к нынешнему спектаклю написал человек, являющийся одновременно гражданином обеих наших стран – Алексей Шор. А в художественном руководстве Средиземноморского конференц-центра мне встретился воспитанник Московской консерватории, ученик знаменитого пианиста Виктора Мержанова Алексей Галеа Каваллацци. Он коренной мальтиец, а своим именем обязан маме – ее увлечению романом «Анна Каренина» и его героем Алексем Вронским. Алексей рассказал о том, что на будущий год здесь планируются гастроли двух российских оркестров – петербургского (Капеллы) и тюменского. Дирижировать Мальтийским филармоническим оркестром приедет руководитель симфонического коллектива Московской консерватории Анатолий Левин.
А почему бы не пригласить тот же Филармонический к нам? На Мальте есть своя композиторская школа, было бы интересно составить о ней представление. Может, и эта идея найдет отклик в Европейском фонде поддержки культуры? Или в любой другой организации, причастной к укреплению связей между нашими народами?