100 лет назад началась Первая мировая война: 28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии, затем в течение нескольких дней в нее оказались втянутыми все ведущие европейские державы, а потом и Турция, Япония, США…
Об уроках тех событий размышляет Борис Шмелев, руководитель Центра внешней политики Института экономики РАН, доктор исторических наук.
– Как известно, поводом к войне послужило убийство 28 июня 1914 года в Сараево наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда, совершенное 19-летним боснийским сербом Гаврилой Принципом, членом организации «Млада Босна», боровшейся за объединение южнославянских земель в единое независимое государство. Этот повод был использован ведущими европейскими державами, и прежде всего Германией, рвущейся к переделу мира, для развязывания войны.
Россия менее остальных государств была заинтересована в конфликте. Страна только начала приходить в себя после поражения в Русско-японской войне 1904–1905 годов и последующих революционных потрясений. Стали давать эффект реформы, начатые Петром Столыпиным, страна переживала экономический подъем... Уже 29 июля Николай II направил телеграмму германскому кайзеру Вильгельму с предложением передать австрийско-сербский спор на рассмотрение Гаагского международного суда и сделать все для недопущения большой войны. «Верю в твою мудрость и дружбу» – такими словами заканчивалась телеграмма русского царя, которому, кстати, немецкий кайзер приходился двоюродным братом. Императора не услышали. 1 августа Германия объявила войну России, а потом и ее союзникам по Антанте – Франции и Англии.
По плану германского Генштаба немцы собирались, нарушив нейтралитет Бельгии, в кратчайшие сроки окружить и уничтожить французские войска, взять Париж, а потом бросить все силы на Восточный фронт для разгрома России. И начало войны действительно было катастрофическим для французов. Тогда-то французское правительство срочно обратилось к России с просьбой немедленно вступить в войну, чтобы заставить Германию перебросить часть сил с запада на восток. И российское командование, не закончив сосредотачивать все свои силы, в интересах союзника начало наступление в Восточной Пруссии... Двух корпусов, переброшенных на восток, и не хватило немцам для победы в сражении на Марне, в котором решалась судьба Парижа. Началась затяжная война, в которой Германия, значительно уступавшая по людским и материальным ресурсам странам Антанты, была обречена.
После Октябрьской революции 1917 года большевистское правительство решило выйти из войны и заключило с Германией сепаратный Брестский мир. Но судьба Первой мировой была предрешена, 11 ноября 1918-го Германия капитулировала. Был заключен Версальский мир.
Логическим продолжением Первой мировой, в результате которой распались сразу четыре империи (Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская), стала Вторая мировая, начавшаяся 1 сентября 1939 года нападением Германии на Польшу. После подписания договора в Версале командующий силами союзников в Европе французский маршал Фош сказал: «Это не мир, это перемирие на 20 лет». И он оказался прав. Сами же победители – Англия, Франция и США – помогли поверженной Германии подняться и восстановить военный потенциал, так как хотели использовать ее в борьбе с Россией. Потому что Россия, расчленение и превращение которой в огромную европейскую колонию являлось одной из главных целей развязанной в 1914 году войны, вопреки надеждам своих недругов, несмотря на распад империи, революцию, Гражданскую войну, иностранную интервенцию, выжила и продолжила свое существование. Более того, в лице СССР она превратилась в мощный самостоятельный центр силы. Отразив агрессию нацистской Германии, во многом спровоцированную англо-французской политикой потворствования Гитлеру, сокрушив фашизм, сама стала, к неудовольствию Запада, претендовать на роль одного из двух (наряду с США) мировых гегемонов.
Начав во второй половине 1940-х холодную войну против СССР, закончившуюся распадом страны, ее вдохновители, по сути, продолжают ее и сейчас – уже против новой, постсоветской России. Им ненавистна была и царская, дореволюционная Россия, и советская, ненавистна и нынешняя. Слишком велика она, слишком богата природными ресурсами, слишком независима. Со своим духовным миром, со своими ценностями, так отличными от западных. Прибрать к рукам огромную территорию, колонизировать ее, поставить себе на службу ее богатства – давний бизнес-план транснационального капитала, контролируемого сейчас США.
Такая задача ставилась и 100 лет назад, когда была развязана Первая мировая. Такую же задачу ставят перед собой и сейчас западные стратеги. Только роль Сербии образца 1914 года может теперь сыграть Украина. Провокация с катастрофой малайзийского боинга (а это именно провокация) сродни тому выстрелу, прозвучавшему 100 лет назад в Сараево.