«Психологический фактор риска крайне сложно прогнозировать», – отмечает один из участников коллегии – директор департамента международной безопасности МЧС, глава Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования Юрий Бражников.
Он пояснил: совещание в стенах Третьяковки – своего рода сигнал: вопрос о защите культурных ценностей особенно актуален сейчас, когда близ границы России идут боевые действия, а на нашу территорию уже падают снаряды, залетающие со стороны Украины.
В ведении МЧС множество рисков для национального достояния: прежде всего это стихийные бедствия и военные конфликты. На контроле – не только пожары, но и наводнения, и землетрясения.
На самом деле сотрудничество Минкультуры и МЧС возникло не сегодня, ему много лет, оно плодотворное, но и очень сложное, отметил Бражников. В 1990-е годы специалисты МЧС спасали Художественный музей в Грозном, пострадавший при вооруженных действиях, – вывозили и даже описывали картины.«На совместных учениях, где отрабатываются мероприятия по защите от природных и техногенных катастроф (а нередко мы эти учения инициируем), наши партнеры – Евросоюз – настаивают: во время защиты населения надо отрабатывать и моменты защиты объектов культурного наследия».
МЧС России имеет колоссальный опыт участия в международных спасательных операциях. Приходилось бывать во многих краях, где шла война или случалось стихийное бедствие. Так, с первых дней конфликта на территории бывшей Югославии присутствовали гуманитарные отряды из России, которые, в частности, спасали библиотеку в центре Сараево, разрушенную в 1997 году. Наши специалисты вели разминирование церквей и мечетей в городе Ниш, иначе многие памятники в этой старой столице были бы утрачены. В дальнейшем был создан российско-сербский гуманитарный центр. Возможно, он послужит моделью и в других потенциальных зонах риска.