Плакат «Таран — оружие героев» был очень популярен в СССР в начале войны. На нем гордый советский самолет сносил своим пропеллером хвостовое оперение немецкому бомбардировщику. Вдохновил художника Волошина на этот труд младший лейтенант Виктор Талалихин. 70 лет назад именно он таким способом сбил в ночь с 7 на 8 августа 1941 года двухмоторный «Хейнкель-111».
Талалихин был не первым советским летчиком, пошедшим на таран. Только за первый день войны, 22 июня, сохранились сведения минимум о 15 самоубийственных
Первый массированный налет на Москву люфтваффе — ВВС нацистской Германии — предприняли в ночь на 22 июля. В нем участвовали почти 200 бомбардировщиков. Следующей ночью в воздух поднялись 115 немецких самолетов, впоследствии налеты с участием сотни бомбовозов повторялись почти каждую ночь. К началу августа советское командование подсчитало соотношение потерь и пришло к выводу: примерно один к одному. Получив такую статистику, командование
Тут как раз случился ночной таран Виктора Талалихина, и политорганы вместе с командованием ВВС начали пропагандировать метод тарана. Впрочем, несмотря на духоподъемные речи, воздушный таран был, пожалуй, самым неэффективным способом ведения воздушного боя. После него, как правило, погибали оба самолета и почти в 40% случаев — сам «автор» воздушного тарана.
Виктор Талалихин вскоре был сбит в «нормальном» воздушном бою — рубить хвосты
К 29 октября 1941 года за уроженцем города Шахты Борисом Ковзаном уже числились две воздушные победы. В тот день, возвращаясь с боевого задания без единого патрона, он случайно встретил немецкий
22 февраля 1942 года старший лейтенант Ковзан подобным же образом сбил немецкий бомбардировщик, а 8 июля — истребитель. Оба раза он успешно садился на поврежденном самолете. С четвертым тараном повезло меньше: 13 августа 1942 года в районе города Старая Русса Ковзан, ставший к тому времени капитаном и Героем Советского Союза, был тяжело ранен — пуля выбила ему глаз. Впрочем, оставшегося ему хватило на то, чтобы протаранить очередной немецкий «бомбер»: оба самолета развалились на куски. С
Как ни странно, это не стало концом его истребительной карьеры. Одноглазый ас продолжал летать, доведя личный счет до 28 сбитых самолетов противника. После войны Ковзан окончил
Всего с 1941 по 1945 год советские летчики совершили 600 с лишним таранов, более двух третей пришлось на два первых года войны. Командование люфтваффе даже издало документ, запрещавший приближаться к советским самолетам ближе чем на 100 метров.
Идея прибегнуть к тактике воздушного тарана пришла в головы немецких летчиков вскоре после того, как она почти окончательно выветрилась из голов советских пилотов. Как нетрудно догадаться, произошло это, как и в СССР, не от хорошей жизни. В
Главным идеологом таранной тактики выступил полковник
Две тысячи добровольцев (в основном зеленых юнцов 18–20 лет, только что окончивших летные школы) набрали чуть ли не за сутки. Отомстить
Момент истины настал 7 апреля 1945 года. На отражение налета
Постулируя неэффективность таранной тактики, надо оговориться: это смотря что таранить. Одно дело — двухмоторный бомбардировщик на
Слово «камикадзе» в переводе означает «божественный ветер». Так назывался тайфун, в XIII веке потопивший флот монгольского хана Хубилая, шедший с целью захвата Японии. Первый
В качестве камикадзе японское командование предпочитало использовать малоопытных пилотов, которые могли причинить значительный ущерб противнику только ценой собственной жизни.
В случае невозможности обнаружить цель камикадзе обязаны вернуться на аэродром. Некоторые камикадзе совершили по 4, 5 и даже 7 вылетов, прежде чем погибли. После войны в живых осталось несколько тысяч несостоявшихся самоубийц.
На то, чтобы вывести из строя корабль противника, камикадзе тратили в среднем 10 самолетов, а обычная авиация — 25. Из четырех авианосцев, потерянных ВМС США в 1944–1945 годах, три были потоплены камикадзе.