Удвоение власти

За 10 лет число чиновников в России увеличилось в 1,5 раза

1,2 млн. человек  - столько в России чиновников, по последним подсчетам Росстата. С 1998 года (год прошлого экономического кризиса) до 2008-го (год начала кризиса нынешнего) число чиновников увеличилось в полтора раза.

Федеральная служба государственной статистики России опубликовала данные ежегодного мониторинга численности госслужащих и муниципальных работников в России. Наиболее заметным оказался рост числа служащих, занятых в законодательных и судебных органах власти.

В Госдуме стало тесно

Чиновников, занятых в законодательных органах власти, за последние десять лет стало больше в полтора раза. Сейчас это 3870 человек, которые работают в аппаратах Госдумы и Совета Федерации. Сюда же относятся помощники депутатов на федеральном уровне - у каждого депутата может быть до пяти помощников. Простой подсчет показывает, что 450 депутатов могут иметь 2250 помощников, оформленных в штат, то есть со статусом госслужащих.

"Я не знаю, почему число людей, занимающихся законотворчеством, все увеличивается. Политическая роль депутатов снизилась за это время, Совет Федерации перестал быть влиятельным губернаторским клубом, который отклоняет инициативы власти в массовом порядке", - говорит заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Увеличение числа чиновников от законодательной власти происходит в том числе потому, что растет аппарат парламента, появляются дополнительные комитеты и комиссии, к работе в которых привлекаются дополнительные кадры.

Кругом парламентарии

Похожая ситуация с представителями законодательной власти сложилась и в регионах. За 10 лет их число увеличилось в 1,6 раза, с 5,4 до 8,5 тысячи человек. Это связано с системой выборов депутатов в региональные парламенты. В отличие от выборов в Госдуму, депутаты в региональные парламенты частично избираются по партийным спискам, а частично - по одномандатным округам, то есть идет голосование за конкретных людей. "После перехода с 2005 года на новую систему заксобраний, по которой собрания формируются не по мажоритарной системе, а по смешанной, во многих случаях возросло число депутатов. Удвоение произошло, когда к одномандатникам добавили депутатов по спискам от политических партий", - объясняет член научного совета московского "Карнеги-центра" Николай Петров.

Он убежден, что большое число госслужащих в законодательных органах в регионах - это позитивное явление, поскольку качественная работа требует больших затрат времени и сил.

На первый взгляд, работы у региональных законотворцев было действительно много: помимо разработки и принятия региональных законов депутаты приводили региональное законодательство в соответствие с федеральным. "Но реально роль региональных парламентов всегда была слабой и сейчас остается такой же. Они получили номинальное право утверждать кандидатуры глав регионов, но я не думаю, что надо много служащих: во всяком случае, пока никого не "завернули", - говорит Алексей Макаркин. - Что касается кампании по приведению региональных законов в соответствие с федеральными, то этим занималась федеральная прокуратура, а законодатели только вносили изменения в соответствии с предписанием прокуратуры". По словам замдиректора Центра политических технологий, и с возложенной на них функцией выдвижения законодательных инициатив региональные чиновники справляются плохо: большая часть законопроектов попадает в категорию "отклонить".

Даешь судью

Заметнее всего выросло число людей, занятых в судебных органах власти и прокуратуре, - с 78 тысяч в начале 1999 года до почти 125 тысяч в октябре 2008-го. Это вызвано целым рядом причин и напрямую связано с существенными изменениями законодательства и расширением полномочий судов, пояснили в пресс-службе при Верховном суде РФ (это структура, которая занимается оргобеспечением деятельности судов).

Увеличилось число судей и работников аппаратов судов, появились новые должности - заведующий канцелярией суда и секретарь судебных заседаний. Были введены должности помощников судей районных судов - это позволило освободить  судей от  выполнения технической работы, повысить эффективность их деятельности. Были расширены полномочия судов (судам передали функции по избранию меры пресечения в виде заключения под стражу), появился институт присяжных заседателей, был создан судебный департамент.

"Увеличение числа работников органов судебной власти и прокуратуры в том числе связано с формированием в начале 2000-х годов института мировых судей в субъектах Федерации", - поясняет руководитель отдела статистики кадров государственной службы и сводных работ Росстата Наталья Киселева.

Институт мировых судей был создан, чтобы разгрузить районные и городские суды, в компетенции мирового судьи - рассмотрение дел по ДТП, расторжению брака, лишению родительских прав и усыновлению детей, трудовые споры и нетяжелые уголовные преступления.

Сам закон о мировых судьях был принят в конце 1998 года, а закон о числе мировых судей и количестве судебных участков был принят в конце 1999-го. Согласно закону было создано 7293 судебных участка, у каждого из более чем 7 тысяч судей появился свой аппарат, все сотрудники которого автоматически становились госслужащими.

Кадры

1 200 000 госслужащих в России

124 700 человек заняты в судах и прокуратуре

3800 работают в федеральной законодательной власти

8800 работают в региональных парламентах

24 400 рублей - средняя зарплата федеральных госслужащих

30 600 рублей - средняя зарплата госслужащих в регионах

Источник: данные Росстата

Прирост

78 200 человек работали в судах и прокуратуре в 1998 году

46 500 новых сотрудников пришло к 2008 году

2600 работали в Госдуме и Совфеде в 1998 году

3870 служили в Госдуме и Совфеде в 2008 году

5400 законодателей работали в регионах в 1998 году

3400 стали региональными парламентариями к 2008 году

сточник: данные Росстата