Венецианский фестиваль - счастливое место для нашего прославленного режиссера. В далеком уже 1992 году его замечательный фильм "Урга" триумфально завоевал "Золотого льва", потеснив китайского режиссера Чжана Имоу с его картиной "Зажги красный фонарь", которая получила второй по значению приз. По иронии судьбы именно Чжан Имоу, ставший за эти годы признанным классиком мирового кино ("Красный гаолян", "Герой", "Дом летающих кинжалов"), возглавляет в этом году большое венецианское жюри.
В нем, кстати, нет ни одной актрисы, продюсера или критика, оно состоит сплошь из звезд современной режиссуры. Это автор "Основного инстинкта" голландец Пол Верхувен, создатель памятного "Пианино" австралийка Джейн Кемпион, скандальная француженка, исполнительница насквозь эротического "Романса" Катрин Брейя, большой поклонник Тарковского, медитативный турок Ферзан Оспетек, темпераментный мексиканец Алехандро Гонсальес Иньяриту, прогремевший фильмами "Сука-любовь", "29 грамм", "Вавилон"... Так что Никиту Михалкова будут судить в высшей степени знаменитые, талантливые и уж точно далеко не беспристрастные люди...
Да и в самом конкурсе у нашего режиссера подобрались по-настоящему серьезные соперники. Это британец Кен Лоуч (напомним, что он стал победителем прошлогоднего Каннского кинофестиваля), американец китайского происхождения Энг Ли, дважды ставший за последние годы лауреатом премии "Оскар" за фильмы "Крадущийся тигр, притаившийся дракон" и "Горбатая гора", и всемирно известный голландец Питер Гринуэй, не устающий удивлять своими новаторскими стилевыми поисками. Одержать над ними победу будет непросто, тем более что за минувшие восемь лет, пока Никита Михалков, увлеченный разнообразными делами и проектами, не снимал кино, его слегка успели в мире подзабыть. В то время как соперники раз в два года исправно выпускали новые фильмы, без устали напоминая о себе...
Кроме того, жанр ремейка (а фильм Михалкова наследует переработанный на современный лад сюжет классической ленты Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин") обычно не очень привечается на кинофестивалях, где больше ценят подлинную самобытность, творческое первородство. Остается уповать на виртуозное мастерство Никиты Михалкова и на блестящий актерский ансамбль фильма. В "Двенадцати" сошлись Валентин Гафт, Сергей Маковецкий, Алексей Петренко, Сергей Гармаш, сам Никита Михалков... Не может быть, чтобы вместе они не победили. В этом так нуждается наше российское кино, которое, спотыкаясь и оступаясь, тем не менее год за годом, шаг за шагом потихоньку идет вперед...
Наш кинематограф, кстати, весьма репрезентативно представлен в Венеции. В конкурс короткого метра отобрана притча Леонида Рыбакова "Люди из камня", в "Неделе критики" участвует режиссерский дебют известного сценариста Александра Миндадзе "Отрыв", а в секции "Венецианские дни" покажут нашумевший в России, но не известный за ее пределами фильм Алексея Балабанова "Груз-200", от которого поочередно отказались сначала Берлинский, потом Каннский кинофестивали. Венеция, по традиции, отнеслась к нам куда благосклоннее...