С 70-х годов "Днепр" летает практически безотказно. Поскольку не было причин ждать худого и на этот раз, на Байконур наблюдать за пуском приехал даже президент Белоруссии Александр Лукашенко - первый созданный в его республике совместно с нашей ракетно-космической корпорацией "Энергия" спутник дистанционного зондирования "БелКА" тоже собирались отправить на том "Днепре". Кончилось все конфузом и многомиллионными убытками. Ракета грохнулась наземь в 25 километрах от старта.
Это был седьмой в истории запуск РС-20 в коммерческих целях. Предстояло вывести на орбиту высотой в 500 километров, кроме белорусского, спутники России, США и Италии. Теперь выяснилось, что старт не задался с самого начала. По плану спутники на орбиту должны были отправить еще в июне. Но при стартовых проверках носителя, дожидавшегося своего часа в шахте, обнаружили серьезный дефект. Пришлось тот "Днепр" вытаскивать из шахты и заменять на новый. Хотя и этому новому 25 лет от роду. Гарантийный срок его эксплуатации давно истек, а затем был продлен почти в два раза. Неудачный старт "Днепра" рождает некоторые сомнения и в надежности по крайней мере части российского стратегического арсенала. А именно той, которой, как уже сказано, не от хорошей жизни тоже продлены гарантийные сроки. Тогда речь придется вести о безопасности не только коммерческих грузов, а всей нашей страны.
Сегодня "специальная аварийная группа", по словам пресс-секретаря Роскосмоса Игоря Панарина, разбирается, почему внезапно на 74-й секунде полета отключился двигатель первой ступени. Однако специалисты уже высказывают мнение, что, возможно, впредь придется отказаться от использования РС-20 в коммерческих запусках. И отправлять спутники в космос на более современных модификациях этого типа ракет - РС-20В "Воевода", принятых на вооружение в 1988 году. Правда, тогда соответствующие работы на Байконуре выполнять не получится - там нет подходящих шахт. Зато они есть в Оренбургской области, где до недавнего времени располагался позиционный район расформированной 13-й дивизии РВСН (64 шахтные пусковые установки под городом Домбаровским).
В целом же вчерашняя неудача наверняка станет чувствительным ударом для российской ракетно-космической отрасли, давно и успешно зарабатывающей на жизнь коммерческими стартами. Деньги здесь крутятся огромные. Достаточно сказать, что финансовые потери России лишь от вынужденного почти годичного перерыва в таких пусках, случившегося после аварии в июне прошлого года ракеты "Молнии-М" со спутником связи "Молния-3К" на борту, специалистами оцениваются приблизительно в 200 миллионов долларов. Лишь страховых выплат в области освоения космоса в 2005 году наши компании получили на сумму 848 миллионов долларов.
Но наши зарубежные партнеры, готовые платить Москве этакие деньжищи, не могут не обратить внимания на печальный факт: в минувшем году в мире произошли всего 4 аварии при космических стартах. Все - в России.
Вчерашняя неудача стала для нас третьей и в нынешнем году. 28 февраля ракета-носитель "Протон-М" не смогла вывести на орбиту арабский спутник связи "Арабсат-4А". А 29 марта космический мусор погубил российский телекоммуникационный спутник "Экспресс-АМ11", на три часа оставив без телевидения весь Дальний Восток. Теперь вот неудачно слетал "Днепр". Так недолго, на радость конкурентам, и заказчиков потерять.