РОМАН ПЕТРЕНКО: БЕЗ СКАНДАЛА НЕВОЗМОЖЕН УСПЕШНЫЙ ПРОЕКТ

Мы продолжаем разговор о реалити-шоу - телевизионном формате, который постепенно отвоевывает все большее эфирное пространство. Некоторые аналитики уже даже называют его "главным зрелищем будущего". Программы, сделанные в этом жанре, собирают колоссальную аудиторию, но им же часто сопутствуют скандалы, и противников у них не меньше, чем сторонников. Наш сегодняшний собеседник - генеральный директор телеканала ТНТ Роман ПЕТРЕНКО, человек, активно продвигающий реалити на российском рынке и знающий о нем все. На ТНТ выходили такие знаковые программы, как "Дом", "Голод", "12 негритят". Сейчас в ежедневном вечернем эфире идет реалити-шоу "Дом-2", регулярно подвергающееся беспощадной критике блюстителей нравственности, а также всемирно известный "Большой брат".

- Недавно вы заявили о том, что ТНТ - в первую очередь канал реалити. Означает ли это, что основная часть его эфирного времени заполнится прямыми репортажами из разных "домов"?
- Многие воспринимают жанр реалити однобоко - "Дом", "Голод", "Большой брат". День за днем люди живут в окружении камер, что-то строят, голодают, выполняют какие-то задания в надежде получить приз... На самом деле мир реалити гораздо шире. По большому счету в него абсолютно вписывается спорт. Например, бокс - это чистое реалити. Там есть правила и два человека, каждый из которых хочет победить. И победит тот, кто нанесет больше ударов или один решающий. И получит награду. А что такое новости? Тоже реалити-шоу. Рассказ о реальных людях, реальных событиях, происходящих в данный момент. Мы хотим развиваться в жанре реалити, но при этом наша задача разнообразить его.
- И тем не менее то, что люди уже привыкли воспринимать как реалити-шоу, - это вполне определенные программы, которые часто несут в себе некий раздражающий фактор. Вот, например, на днях на ТНТ стартует шоу "Кандидат", участники которого на протяжении 15 недель на деньги программы будут развивать собственные предпринимательские идеи. Призом победителей станет годовой контракт на полтора миллиона рублей. Не вызовет ли это очередную волну раздражения? Ведь одно дело - единовременный выигрыш, своеобразная лотерея, а другое - большая зарплата, о которой основная часть аудитории может лишь мечтать?
- Основная цель этого проекта - как раз изменить отношение людей к бизнесу. У нас ведь принято считать, что честным путем заработать много денег невозможно. Что все состоятельные люди свои капиталы попросту украли. Мы хотим переломить этот стереотип и показать, по каким законам строится цивилизованное предпринимательство. В России отношение к бизнесу таково: если у тебя нет мощных связей, добиться ты ничего не сможешь. До недавнего времени так оно и было. Раньше ты создавал маленькую фирму, нанимал родственников и этим ограничивался. Сейчас очень мало предприятий с кадровой политикой подобного уровня. Герой нашего шоу, известный предприниматель Аркадий Новиков, который и предложит контракт победителю, говорит, что, с одной стороны, мы могли бы увеличить свой бизнес в два раза, если бы было кому его доверить. С другой стороны, мы знаем, что есть множество талантливых, молодых, агрессивных ребят, которые сидят у себя в провинции и считают, что им даже и рыпаться не стоит. И для нас главная задача - показать, что каждый может добиться успеха. Ведь часто люди рождаются, живут и умирают с невостребованными талантами. И если в нашей стране когда-нибудь этот барьер будет преодолен, то экономическая мощь государства серьезно вырастет. Второй важный момент: мы хотим показать, что можно получать большую зарплату, используя лишь свои наиболее продуктивные качества.
- Не объясняется ли столь повышенный интерес к реалити-шоу зрительской привычкой смотреть сериалы?
- Да, это так. Зрительские интересы очень цикличны. Скажем, сейчас возник большой интерес к качественным высокобюджетным документальным сериалам и программам. Но избыток одного и того же всегда порождает появления интереса к чему-то новому. Какое-то время назад на более развитых телевизионных рынках - в Америке, в Англии - продюсеры художественных сериалов просто забили тревогу из-за того, что реалити-шоу занимали все больше и больше места в эфире телеканалов, вытесняя сериалы и оставляя сценаристов и актеров без работы. Но, конечно, реалити не может заменить зрителю другие формы.
- Чем, на ваш взгляд, этот жанр так привлекателен для зрителя?
- В сериале всегда можно предугадать ход событий. Если кто-то из героев умирает, ты понимаешь: продюсер решил, что этот персонаж уже исчерпан и его надо вывести из игры. А колоссальная интрига от реалити как раз в том и заключается, что никто никогда не знает, чем все закончится. Мы можем влиять только на фабулу, на правила, которые оказывают лишь косвенное действие на ход событий. Но мы никогда не знаем, во что это в конечном счете выльется. Это похоже на ведение репортажа с места военных действий - каждый раз что-то по-другому. Поэтому зритель прощает жанру реалити меньшую зрелищность по сравнению с кино. Например, "Дом-2"очень часто опережает американские блокбастеры и русские сериалы по рейтингам.
- А если говорить о нравственном аспекте шоу?
- Есть два момента: законодательные ограничения и моральные. Закон запрещает показ эротики до 23.00. Мы этого и не делаем. И хотя в нашем контракте с участниками прописано, что мы имеем право показывать все, мы не хотим делать из их отношений эротическое кино. Поэтому не показываем любовных сцен, которые присутствуют в их жизни, хотя у нас есть как технологические возможности, так и правовые. И это уже наши моральные самоограничения.
- "Дом-2" купила западная телекомпания. Однажды вы сказали, что этот проект получился во многом благодаря ошибкам, совершенным на предыдущих проектах. Что это были за ошибки?
- Вот две принципиальные ошибки, допущенные на проекте "12 негритят". Его смысл был в том, что набиралось несколько участников с высоким IQ (уровнем интеллекта. - Прим. автора), которые должны были искать сокровища, разгадывая ребусы. При этом мы понимали, что их личные взаимоотношения являются самым искомым блюдом для зрителя. Первая ошибка: условия игры были слишком сложны. Ведь мы должны были понимать, что зритель, который смотрит нашу программу, параллельно смотрит еще две-три другие. И, переключив на время телевизор на другую кнопку, а потом вернувшись к нашему шоу, он переставал понимать, что происходит, кроме того что по Германии бегает куча каких-то людей и что-то ищет. Поэтому в "Доме-2" мы на протяжении года после каждой рекламной паузы повторяем: "15 клевых ребят строят свою любовь. Если они построят дом, он достанется только одному". И так несколько тысяч раз из программы в программу. А вторая проблема "12 негритят" заключалась в том, что, как известно, зрителю интересен ход развития отношений участников, а мы предложили фабулу - поиск сокровищ. Для сравнения. На пляже есть условная установка "Всем раздеться!". И все спокойно щеголяют в трусах. На дискотеке - "Всем знакомиться!". Все знакомятся, флиртуют, и это нормально. В офисе - "Все работают". А мы в нашем шоу включили посыл, что все, используя свой великолепный IQ, разгадывают ребусы. И потому они вообще не занимались отношениями. И с учетом этих ошибок мы и сделали шоу "Дом-2". Мы дали сигнал: "Ты на пляже" или "Ты на дискотеке", здесь нужно знакомиться. А если ты этого не делаешь - зачем ты здесь? Ты пришел на дискотеку и сидишь в углу, ты, что, дурак? И задав эту фабулу, мы предложили людям заняться естественным для себя делом - ведь поиск идеального партнера занимает большую часть сознательной жизни человека. Это в принципе самое главное, чем занимается человек. Потому что в процессе этого поиска он осознает свою собственную цену. Это длительный процесс, который связан с болью, с ошибками.
- Какие проекты в жанре реалити-шоу еще увидим на ТНТ?
- Скоро будем запускать проект под условным названием "Обмен женами". Мы берем одну маму из богатой семьи, другую из бедной, меняем их местами. Первую неделю каждая из них живет так, как ее предшественница. Ну, допустим, жена из бедной семьи приходит и открывает ежедневник, который богатая вела перед уходом. Написано: в 10 часов - парикмахерская. И она идет, потому что это сконструировано, то есть предусмотрено проектом. Но не конструирована ее реакция. Женщина говорит: "Блин, за 200 баксов прическу! И это три раза в неделю?!" Потом она идет в фитнес-клуб, потом еще в один. И опять ее реакция: "Блин, а когда они на детей время находят?" Потом выясняется, что в той семье две няни и детьми там заниматься самим не принято. А на второй неделе она уже сама пишет расписание: нянек увольняем, остаемся вечером с мужем и детьми, я сама готовлю обед. Муж психует: он привык каждый вечер ходить по ресторанам и так далее. Подобное шоу невозможно не конструировать изначально, потому что герои не смогут взаимодействовать, а мы задаем им такие правила, которые неминуемо приводят к взаимодействию.
- В одной из европейских стран пару лет назад прошло шоу для гомосексуалистов, в котором молодые люди искали себе пару. Может, мы увидим нечто подобное и на ТНТ?
- Есть темы, которые мы пока не трогаем. В нашем обществе существуют гомофобия, ксенофобия и множество других фобий. Трогая больные темы, мы делаем обществу прививку толерантности. Вместе с тем кто-то должен новые вещи двигать! Толерантность - это необходимая штука. Более того, если спокойствия общества не нарушать, то у нас так и будут ненавидеть иных, гомосексуалистов, больных СПИДом и так далее. Поэтому, если какой-нибудь интересный подобный проект подвернется - мы за него возьмемся. Мы не боимся скандала. Более того, это где-то наше кредо. Ведь если посмотреть, то все успешное, большое развивалось через скандал. Все нейтральное, не возмущающее спокойствия проходит незаметно. Если меня затронуло - значит, я это чувствую, если я это чувствую - значит, мне интересно.
Беседу вела