НАШЕ ДОСЬЕ
Веру ГЛАГОЛЕВУ, заслуженную артистку России, зрители помнят по картинам "Выйти замуж за капитана", "В четверг и больше никогда", "Торпедоносцы", "Не стреляйте в белых лебедей", "Звездопад", "Воскресный папа", "Искренне ваш" и многим другим. В школьные годы она занималась стрельбой из лука, "дострелялась" до звания мастера спорта. Но почти сразу же после окончания школы случайно зашла на "Мосфильм" и была приглашена на главную роль в фильме Родиона Нахапетова "На край света...". Вскоре вышла за него замуж и начала карьеру киноактрисы. У Глаголевой три дочери - Анна, Мария и Настя. Анна снялась в нескольких фильмах, в том числе в сериале своего отца "Русские в городе ангелов".
- Вера, откуда возникло желание перевоплотиться в режиссера?
- Прежде всего это было желание доказать самой себе, что я могу делать что-то еще, кроме того, чтобы выполнять как актриса режиссерские указания. В кино я снимаюсь уже более 30 лет, и мне давно хотелось иного. Разумеется, в картине есть шероховатости и ошибки, я их вижу, но есть сцены и эпизоды, которые искренне люблю, уже ради них стоило картину снимать.
- Многие режиссеры выступают по отношению к актерам как диктаторы. Вам подходит эта роль?
- Никоим образом. Я шла от индивидуальности актеров. Они существуют, конечно, в предлагаемых обстоятельствах, но органично для каждого. Я не ставила перед собой задачу их "укротить".
- Балуев как-то сказал: " Я давно обещал Вере Глаголевой сняться у нее. О фильме могу сказать, что неплохой сценарий, но вторичный. Киллер влюбляется, любовь-морковь, но должно быть интересно снято". В этих словах чувствуется некое похлопывание по плечу: "Вот, мол, снимаюсь у Верки"... Во время работы такого отношения к вам с его стороны не было?
- Нисколько. Хотя понимаю, что довериться женщине, да к тому же актрисе, ему было непросто. Сценарий этого фильма попал ко мне в руки несколько лет назад, когда Александр не так уж много снимался. А у нас уже была общая работа в "Маросейке" и "Наследницах", так что, наверное, ему было неудобно мне отказать. Но все равно, если бы ему совсем не понравилась идея, он не стал бы сниматься.
- Съемки фильма - непростой процесс. Наверняка во время работы происходили и накладки?
- Как ни странно, никаких сбоев практически не было. Правда, однажды, когда мы с берега должны были снимать огромный круизный теплоход, проходивший мимо маяка, произошла накладка. Мы знали, когда он должен быть здесь по расписанию - в восемь вечера. Естественно, приехали на маяк заранее. Но судно почему-то задержалось, и мы, раздраженные и злые, проторчали на маяке шесть часов, не зная, приплывет ли оно вообще...
- Не кажется ли вам, что картина выиграла бы, будь там несколько эротических сцен, ведь сюжет это вполне допускает?
- Может быть, да. Но, по-моему, простое прикосновение женской руки к щеке любимого может сказать больше, чем постельная сцена. Например, в фильме есть момент, когда герои Вдовиной и Балуева под дождем стоят обнявшись. И все желание, любовь и непоказанную эротику мы вложили в этот эпизод. На мой взгляд, они сыграли эту сцену очень чувственно...
- Этот фильм из числа тех что, хотя бы отчасти, делаются для себя, а значит, в каком-то смысле это рассказ о себе. Похожи ли вы на героиню "Заказа"?
- Сходство с главной героиней, наверное, есть. Что касается сущностных моментов: поведения, отношения к каким-то важным вопросам и в особенности к любви, - думаю, здесь мы тоже во многом с ней совпадаем. Не хочу сказать, что, попав в ее ситуацию, я вела бы себя в точности, как она, но какие-то параллели между нами провести можно. Я понимаю, как сложно пережить потерю любви.
- А при расставании с Родионом Нахапетовым что-то подобное у вас было?
- Честно говоря, мне не очень хочется на эту тему говорить. Ведь это все осталось в далеком прошлом. Тогда было очень тяжело и тоскливо, и меня спасло то, что я начала заниматься режиссурой. Я бросилась в нее как в омут и сняла картину "Сломанный свет". Та работа меня отвлекла и помогла прийти в себя.
- "Сломанный свет" вышел на экран почти 15 лет назад. И как-то вы сказали, что одной из причин столь долгого перерыва в режиссуре была проблема с финансированием. Если честно, то не совсем понимаю, какие у вас могут быть проблемы с финансированием, если ваш супруг крупный бизнесмен?
- Мне хотелось это дело осилить самой. Когда мы встретились, я была вполне сформировавшейся личностью. Хочу и впредь ею оставаться. Что касается фильма "Заказ", то он делался по заказу ТВЦ, и я очень рада, что на канале моей работой остались довольны.
- А муж не ревнует вас к вашему успеху, не досаждает ли его самолюбию ваши популярность?
- Он занимает в обществе серьезное положение и у него нет этой проблемы. И я не веду себя так: мол, вот я такая, а ты тут, рядом... Наоборот, в некоторых компаниях меня воспринимают прежде всего как жену своего мужа.
- А в принципе как вы считаете, женщина обязательно должна работать? Или лучше, когда при муже?
- Тут нет рецептов. Мне кажется, если муж не хочет, чтобы жена работала, есть смысл к нему прислушаться. Но это может иметь печальные последствия. У мужа много увлечений, а у жены что? Бывает, заканчивается так: дети выросли, муж ушел к другой...
- После развода с Нахапетовым, кроме разочарований, вы столкнулись и с проблемами материального порядка. Так что брак с бизнесменом был неплохим выходом из ситуации. Второй раз замуж вы вышли по любви или не без расчета?
- Как можно задать мне этот вопрос? Я не понимаю, объясните (смеется). Мы все-таки вместе живем 15 лет. К тому же он очень красивый и внешне, и внутренне. Если бы Кирилл был маленьким, толстым, лысым и старым, то можно было бы сказать: да, это, конечно, брак по расчету. Но когда нас видят вместе, такого вопроса ни у кого не возникает.
- Сейчас вы где-нибудь снимаетесь?
- После пятилетнего перерыва мы снимаем по заказу ТВЦ продолжение сериала "Наследницы". Картина запомнилась зрителям, потому что это был один из первых сериалов не про стрельбу и убийства, а про человеческие взаимоотношения. К тому же там очень хороший актерский состав: Лидия Смирнова, Ирина Скобцева, Марианна Вертинская, Лариса Гузеева, Тамара Акулова, Александр Балуев. Сейчас опять все вместе играем, и это кажется мне так необычно...
- Ваша вторая дочь Маша уехала в Америку под влиянием папы?
- Нет, она училась во ВГИКе на факультете компьютерной графики, а потом поступила в школу компьютерной графики в Лос-Анджелесе. Спецэффекты для кино - такая у нее профессия. Недавно вернулась из Америки, ищет свое дело.
- Ваша старшая дочь Аня - балерина, танцует в Большом театре. Вы помогаете дочкам продвигаться или они всего добиваются сами?
- Если человек ничего не умеет, он никогда не попадет в Большой, где все зависит от его данных. Но, например, этим летом я снималась в комедии у режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича. В фильме у моей героини есть дочь. Когда я предложила Георгию Эмильевичу на эту роль Аню, он, взглянув на фотографию, сказал, что, хотя, на его взгляд, мы вообще-то с ней не очень похожи, но все равно пусть приходит на пробы. В результате она попала не только на этот, но и на другой фильм, в котором я уже не играю. Как тут сказать, помогаю я ей или нет? Считаю, что дала ей шанс, а дальше все зависело от нее. Она очень сосредоточена на своей профессии...
- А ваша младшая дочь Настя?
- Она пока еще школьница.
- В свое время вы приняли участие в программе "Последний герой". Как к этой авантюре отнеслись домашние?
- Может, вы удивитесь, но никто из них не протестовал. Наоборот, во многом из-за своей семьи я там и оказалась. Дочки сказали: "Мам, это же здорово, поезжай, мы будем за тебя болеть. Сама-то я почти не смотрела программу и не очень хорошо понимала, что это такое. Кроме того, на весь срок из-за гастрольного графика поехать не могла, но когда мне предложили прилететь на одну неделю, мне показалось, что это не такой уж большой срок, и я перенесла его довольно спокойно.