- На все есть промысел Божий, - словно возвращает меня на землю тихий голос отца Лазаря. - Мы живем, не осознавая, что рядом с нами по жизни неотступно идет Господь. Наблюдает, сопереживает, помогает, оберегает, если ты искренне веруешь. Только на склоне лет я понял: в жизни ничего не происходит случайно, на все Божья воля. Он вел меня с детства к иконописи, монашеству.
Отец Лазарь - монах. Икона Спасителя, восхитившая меня, писана им. На послушание как талантливого художника его направили в иконописную мастерскую Киево-Печерской лавры. Здесь у него своя келья, здесь пребывает в постоянных молитвах, постах. Начав писать иконы, не может теперь рисовать мирские портреты. "Я могу нынче, кроме икон, только пейзаж изобразить, когда душа лежит".
Мастерская лавры находится в помещении бывшего храма в честь иконы Божией Матери. Здание - времен преподобных Антония и Феодосия, основателей лавры. На первом этаже располагалась богадельня, где находили приют, хлеб и исцеление от болезней сотни паломников. На втором этаже, где был храм, сохранился в первозданном виде лишь его алтарь.
- По воскресеньям служим здесь акафист, - поясняет иеромонах отец Иоанн, руководитель иконописной мастерской. - Перед началом работ все молятся, взывают к помощи апостола Луки и Иоанна Богослова, покровителей иконописания.
В Соборном определении "О живописцах и честных иконах", утвержденном еще в 1551 году, перечислены непременные качества, которым должен соответствовать человек, решивший заняться писанием святых образов: "Подобает быти живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празнословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы, не грабежнику, не убийцы, но и паче ж хранити чистоту душевную и телесную..." На мой же вопрос о главном требовании, которое ставится перед любым работником иконописной мастерской, отец Иоанн ответил:
- Послушание и смирение. "Послушание паче молитвы и поста", сказано в Писании. Конечно, жаль, что у нас мало монахов. Из монашествующих лишь отец Лазарь и я, еще есть послушники Анатолий и Александр. Остальной состав мастерской - женский: прихожанки лавры. Несколько девушек окончили курскую иконописную мастерскую, получив благословение.
- А в старину были женщины-иконописцы?
- В Свято-Троицкой Сергиевой лавре самая авторитетная школа в иконописи была возрождена монахиней Иулианией (М.Соколовой). Хотя и сегодня некоторые убеждены, что это не женское дело. Я, честно говоря, не согласен. Главное, чтобы человек, взявшийся за Божье ремесло, не был случайным.
Икона требует подвига - нужно, чтобы была молитва, был строгий пост, послушание...
Меня не очень охотно допустили в мастерскую, чтобы сделать снимки, да и иконописцы, углубившиеся в свой мир, уходили от контактов с посторонним. Не принято. Они не актеры, им не нужна слава. Они трудятся во славу Божию, а не свою. Иконопись - не самовыражение, а служение Господу. Учиться рисовать на иконах нельзя, к этому ремеслу приходят лишь те, кому Господь открыл веру в жизнь вечную, кто осознал, что икона - это то, с чем будет связана его дальнейшая жизнь. Написанный образ - коллективное творение, поэтому авторство не указывается. За образец берутся самые лучшие древнерусские, канонические иконы. К примеру, непременной принадлежностью головного покрывала Матери Божией являются три звездочки, которые всегда пишутся на обоих плечах и на челе. Эти звездочки - символ Ее приснодевства.
Создание икон, которые пишут в Киево-Печерской лавре на дереве, - очень сложный и продолжительный процесс, целая наука. Для основы более всего подходит липа. На Руси она издавна использовалась.
- Это медоносное растение, - поясняет отец Лазарь.- Опыляя его и собирая нектар, пчелка над ним безустанно трудится. Так и мы должны трудиться...
Цельная доска не годится ("поведет"), поэтому она собирается из кусочков не более 10 сантиметров каждый. Соединяется такими же деревянными шпонками. Затем проклейка, нанесение 8 - 12 слоев левкаса. В его составе, кроме мела и других компонентов, есть и мед. Образ пишется краской, созданной на яичной темпере, но лишь после тщательной шлифовки и полировки основы. Подробности рецептуры не разглашаются, но есть в красках и сухое вино, и святая вода, поэтому они не теряют цвета и со временем только прочнеют. Часто используются краски на основе натуральных минералов (малахит, глауконит, охра, азурит... ) Их подготавливают сами. Работа тяжкая, особенно, когда надо вручную довести полуфабрикат до нужной, мукоообразной фракции. Но иначе не получится краска, которая обеспечит и мягкость, и тонкость линий. Свет, то есть фон иконы, покрывается сусальным золотом, символом света Царства небесного.
- Отец Иоанн, - обращаюсь к руководителю мастерской, - еще во времена самодержца Алексея Михайловича было немало "богомазов", ставивших свое дело "на поток". В указе от 1668 года о запрете на неискусное иконное художество царь требовал, "чтоб Великий Господин Святейший Иоасаф - Патриарх Московский и всеа Руси благословил и указал на Москве и во градех воображение Святых икон писати самым искусным иконописцам, которые имеют у себя древние преводы, и то со свидетельством выборных иконописцев, чтобы никто неискусен иконнаго воображения не писал". Наверное, и на Украине нынче немало таких "богомазов", кто пытается прикрыть свое "творение" именем Киево-Печерской лавры?
- Печально, когда люди делают это бизнесом. Бог им судья, - кротко ответил мой собеседник.
- А как вы относитесь к иконам, исполненным литографическим способом, несут ли они ту силу, которой обладают образы, написанные рукой и освященные в монастырях?
- Вам ведомо, наверное, что иконы-литографии тоже мироточат? - вопросом на вопрос ответил отец Иоанн. - Считаю, что лучше хорошая литография, чем плохо написанная икона, которую грешно освящать. Это мое твердое убеждение. Есть ведь бедные приходы, которые могут себе позволить лишь недорогую литографию, но если прихожане будут усердно молиться, и она может стать чудотворной. Однако ручная работа, безусловно, ценнее. Это живая икона, ибо написана на дереве - живом создании. Главное, чтобы икона была сделана с благоговением, любовью и сердцем, все зависит от человека, который молится перед этим и постится: иконописец всем свои естеством влияет на икону, а она - на молящихся...