- Георгий Рубенович, напомните, как все начиналось?
- С группы "Сюрприз", созданной осенью 1985 года... С конца 60-х - начала 70-х после короткой "оттепели" идеологические гайки стали закручивать до предела. Противно вспоминать некоторые истории. Например, однажды прямо на вокзал перед нашим отъездом в Ленинград пришел инспектор Росконцерта и потребовал... всем сбрить усы и бороды. Борис Рачков, тогдашний руководитель нашего коллектива, парировал: "Но ведь у Дзержинского были усы, а у Ленина - борода". Так что обошлось без бритья. К середине 80-х вокально-инструментальный жанр практически задушили. Устраивали просмотры, так называемую творческую аттестацию, и разгоняли коллективы. Заставляли в обязательном порядке в репертуар включать "Если бы парни всей земли". Но и это в конечном счете не выручало.
- Но ведь оставались же работающие коллективы?
- Да. Музыканты - народ ушлый. Стали называть себя не "ВИА", а "группа", позже "рок-группа". Понимали, что, если именоваться "ВИА", то станут зажимать.
- И вы возникли на обломках "ВИА"...
- Нет-нет. Мы возникли не на обломках, а из-под них. Благодаря стараниям и влиянию композитора Юрия Саульского в 1980 году в Тбилиси прошел первый рок-фестиваль. Он был ревностным поклонником и отчаянным пропагандистом джаза. Иногда Саульский уставал бороться с функционерами. Потом снова бросался в атаку. Он с самого начала горячо поддерживал рок-музыкантов. Пожалуй, его справедливо было бы назвать отцом и нашей группы. Мы, будущие "ватсоны", поувольнялись из своих разваливающихся ВИА и ВИО (вокально-инструментальный оркестр) и решили создать квартет. Назвали его "Сюрприз". Юрий Сергеевич написал рекомендательное письмо, охарактеризовав нас как группу "с многообещающим будущим". В 86-м в телепередаче "Утренняя почта" состоялась премьера песни "Доктор Ватсон". Она стала очень популярной. Когда выступали в польском городе Белостоке, организаторы даже ошибочно указали на афише название коллектива - "Доктор Ватсон". И мы сами решили быстренько перекрестить группу - отказаться от довольно банального "Сюрприза".
- Кто-то еще помогал коллективу?
- Было бы крайне несправедливо с моей стороны не вспомнить совместную работу с Валерием Ободзинским, человеком потрясающе талантливым. Должен сказать, что тогда было всего три популярных певца: Кобзон, Магомаев и Ободзинский. Валерий не искал песен у композиторов. Это они его уговаривали исполнить их композиции, прекрасно зная, что он справится с любой, самой трудной. Большинство нынешних песенок под силу практически любому. А тогда писали очень непростые произведения. Традиционный русский недуг сгубил большого артиста. Уже почти пять лет, как его нет с нами.
- Ретро нынче очень популярно. Только ленивый не имеет в своем репертуаре песню из прошлого. На ваш взгляд, чем людей привлекают мелодии 40-70-х годов и почему именно на них вы сделали акцент?
- Думаю, все дело в особенностях того времени. Посмотрите - сегодня у большинства мелодий похожие интонации. Прежние же песни, как правило, простые, но образно насыщенные. Тогда песенниками были хорошие поэты. И слова несли солидную смысловую нагрузку. Но главное, повторяю, образ. Вслушайтесь: "Долго будет Карелия сниться. Будут сниться с этих пор остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озер". Это вам не "ты рыбачка, я рыбак" и прочие примитивные "муси-пуси"... Людей привлекают чистота, наивность, душевность старых песен. Сейчас же тексты и мелодии механически пишутся на заказ под тот или иной голос. Затем вкладывают огромные деньги в раскрутку. Но век таких по сути убогих композиций недолог.
- Да, но и в те времена мелодии писались на заказ - для того же кино.
- Да, Никита Богословский написал "Темную ночь" за один вечер. Режиссер фильма "Два бойца" Леонид Луков позвонил ему и попросил написать мелодию. Но ведь это другое дело. Никита Владимирович ничего не вычислял и не выгадывал. Просто взял и написал от сердца. До сих пор песня берет за душу.
- Но многие хорошие песни той поры стали забываться...
- Да, это печально. Как бы совсем не растерять прошлое. Поэтому поиск старых песен - одно из серьезных направлений нашей работы. В видеофонде даже "Голубые огоньки" собраны не полностью, зато есть все съезды партии... У нас много тематических попурри, состоящих, например, из песен Исаака Дунаевского или Давида Тухманова. Мелодии современных композиторов не исполняем, дабы не клонировать пошлость.
- Коль вы заговорили о попурри, скажите, почему выбрали именно такую форму исполнения?
- Для того, чтобы чем-то отличаться от других. Я давно вынашивал эту идею, но ребята восприняли ее более чем скептически. А потом представился случай записать на телевидении подобную программу. Я и уговорил коллег. В наше первое попурри вошли "Ландыши", "Королева красоты", "Эй, моряк", "Черный кот"... Правда, передача в эфир так и не попала. Но... В 1986 году на гастролях в Украине решили исполнить все это на концерте - не зря же писали, репетировали. Успех был ошеломляющий.
- Из коллег по эстраде вас никто за ретро не критиковал?
- Как же без этого? Приехав тогда с гастролей, я показал программу Гене Хазанову, с которым знаком с 70-х. Он сказал: "Знаешь, Жора, если дядя Ваня в сельском клубе возьмет гармошку и сыграет те же песни, успех будет не меньше вашего". Такая оценка нас не обескуражила. Мы поняли другое: надо менять аранжировку, чтобы старая песня прозвучала по-новому, свежо.
- Но как быть с проблемой авторства, ведь вы исполняете чужие произведения?
- В одной такой композиции в среднем используется шесть песен. А это шесть поэтов и столько же композиторов - и никакого пиратства. Всех их или их родственников мы просим дать разрешение на исполнение. Большинство авторов нас любят и доверяют, предоставляя песни безвозмездно. Пока проблем никаких не было, за исключением Юрия Антонова, который запретил исполнять одну его композицию. Адский это труд - работа с авторами, скажу я вам.
- Георгий Рубенович, а как возникла идея премии "Киноватсон"?
- Она не так нова, как кажется. В середине 90-х годов придумали цикл попурри из песен, звучавших в отечественных кинофильмах. Получился целый спектакль. Потом создали программу, которая так и называлась: "Лучшие песни нашего кино". Награда, между прочим, предполагает и скромную компенсацию за существующую в кино несправедливость. Ведь очень часто зрители видят на экране, как артист открывает рот. Реальный же исполнитель песни - за экраном.
- "Киноватсону" прочите долгий век?
- Не знаю. Уверен в том, что сейчас эта премия очень нужна. Видели бы вы на церемонии награждения глаза наших великих стариков - композиторов и поэтов-песенников, которые были уверены, что их уже почти забыли. После того как мы вручили премию Олегу Анофриеву, он со сцены сказал, что это его первая в жизни музыкальная награда. После этого ему дали звание Заслуженного артиста.
- Расскажите какой-нибудь забавный момент из творческой биографии "ДВ".
- У нас часто случались казусные истории с названием группы. Однажды приземлились в нью-йоркском аэропорту Кеннеди. Получили багаж. И вот иду я с тележкой впереди всех. Появляется встречающий с табличкой - названием нашей группы. Спрашивает у меня: "Dr. Watson?" "Yes", - отвечаю. Он подхватывает мой чемодан, кладет в машину, сажает и рвет с места. Только минут через пять мне удается на примитивном английском объяснить ему, что "Dr." - это не один человек, а целая группа. "Простите, что я не заметил ваших братьев", - сказал американец, разворачивая машину обратно.