Как пристроить трехмиллионную армию легковых автомобилей, чтобы никому не мешали, городские власти пытаются уже не первый год. Пока без особых успехов. На долю муниципального предприятия ГУП "Городская служба платных парковок" (ГСПП) приходится 8012 машиномест. Установленные в 1997 году и не менявшиеся с той поры тарифы - 11 рублей за час внутри Бульварного кольца, 10 рублей внутри Садового и 9 рублей во всех остальных частях города - парковщики считают анахронизмом. По их словам, даже затраты на эксплуатацию стоянок не окупаются.
Другое дело - коммерческие парковки, на долю которых приходится около 10 тысяч машиномест. Там цены по-настоящему "кусачие". Мне пришлось оставить машину в час ночи на "площади трех вокзалов". Чтобы встретить родственников, потребовалось всего 20 минут. Но возникший перед капотом человек в форме цвета хаки потребовал за стоянку 80 рублей. Попытки отвертеться от явно завышенной суммы ни к чему не привели, так как эта парковка существует на вполне законных основаниях. Пришлось платить.
Кстати, нарушают правила эксплуатации как муниципальные, так и частные парковки. Последний рейд сотрудников московского ГАИ показал, что из 722 парковок 291 работает без разрешительной документации и дорожных знаков. На 57 парковках самовольно отгорожена часть проезжей трассы.
Но еще хуже, за последние полгода в столице обнаружена 121 нигде не зарегистрированная парковка. Их владельцы зарабатывают сотни тысяч рублей в месяц, не платя при этом ни копейки в городскую казну. Адреса некоторых из них, как сообщил "Труду" заместитель генерального директора "Городской службы платных парковок" Владимир Клушин, не меняются годами: площадь перед Киевским вокзалом, тротуары на Арбате, Смоленская площадь. Перед Курским вокзалом, где не то что официальной стоянки нет, но даже висит знак "Остановка запрещена", лжепарковщики собирают по 100 рублей с каждой машины.
"Действующий Административный кодекс оказывает нам медвежью услугу в вопросах регулирования создания парковочных мест, - говорит сотрудник отдела пропаганды Управления ГАИ Москвы Игорь Колосков. - Сегодня любой человек может свободно организовать парковку там, где ему понравится. Для этого достаточно установить соответствующий дорожный знак и оградить часть территории своими вешками любого образца". Правда, еще необходимо получить разрешение у московских властей. Но если такого разрешения нет, сотрудники ГАИ все равно практически ничего не могут предпринять против нарушителей. Правом накладывать штрафы за незаконный захват земель обладает только Москомзем, который и выдает предписание на демонтаж стихийной парковки. На этот раз "черную метку" получила 61 парковка. Судьба остальных решается.
Как же сориентироваться простому автолюбителю: где парковка законная, а где фиктивная? По словам Владимира Клушина, каждый парковщик обязан иметь номерной жетон и квитанцию установленного образца. Кроме этого, на видном месте должна висеть информация о правилах пользования парковкой. Расчет производится только по чекам.
Кстати, вопрос о том, нужно ли вообще платить за стоянку, будь то муниципальную или коммерческую, до сих пор остается открытым. Дело в том, что с введением в 1999 году налога с продаж многие местные подати были объявлены вне закона. Попадал в их число и "парковочный сбор". Столичные власти попытались найти способ легализации парковок. Вначале появилось предложение собирать с автомобилистов деньги не за саму парковку, а за так называемые "парковочные услуги". То есть за помощь при заезде и выезде с места стоянки. Однако многие юридически подкованные водители справедливо называли данную деятельность "навязанной услугой" и успешно справлялись с процессом въезда-выезда сами.
Тогда у властей созрел план построить свои отношения с автолюбителями на основе арендных отношений. Логика простая: если кто-то займет своим транспортным средством значительный кусок проезжей части, он берет на время эту площадь в аренду. А за аренду надо платить.
Но как утверждает адвокат Леонид Ольшанский, платные парковки вообще вне закона, так как Кодексом об административных правонарушениях РФ категорически запрещено удержание машин как за постановку автомобиля под запрещающим знаком, так и за отказ платить. По Гражданскому кодексу и по Закону "О защите прав потребителей" любые услуги оказываются по взаимному согласию сторон. А договор отличается от приговора именно тем, что не носит принудительного характера и говорить о каком-то договоре аренды земли в данном случае нельзя. То есть автолюбитель может спокойно уезжать с парковки не заплатив, делает вывод адвокат.
Между тем трудности с парковкой - не единственная головная боль автолюбителей и столичных властей. Куда девать автомобиль, который уже отслужил свой срок? Ежегодно в столице в негодность приходят 110 - 120 тысяч машин. Однако на переработку отправляется только четверть из них, многие другие находят "вечное пристанище" во дворах. Еще пять лет назад по инициативе правительства Москвы была создана городская программа "Авторициклинг". Но в полную силу она так и не заработала. По оценкам специалистов, утилизация автотранспорта в ближайшие четыре года обойдется городскому бюджету в 350 миллионов рублей. До сих пор ежегодно выделяемых средств хватало лишь на то, чтобы довезти автохлам до промышленной площадки.
И вот депутаты Мосгордумы решили вернуться к этому вопросу. Они намерены внести на рассмотрение Госдумы законопроект, согласно которому деньги на переработку предлагается брать с самих автолюбителей. Вывоз "железного коня" обойдется примерно в 130 долларов.
"Если законодательная инициатива Москвы будет поддержана, крайними окажутся потребители, которые, естественно, всеми способами постараются избежать лишних трат. В итоге дело не сдвинется с мертвой точки", - считает заместитель генерального директора компании "Втормет" Юрий Воронцов. По его словам, за утилизацию должны платить производители автотранспорта, только тогда авторициклинг будет экономически выгоден.