В течение последних 12 месяцев Кит Хеллауэлл вел кропотливые изыскания, изучая каналы доставки дурмана из Афганистана через Пакистан, Болгарию, страны бывшей Югославии в Западную Европу. Не меньший интерес, по его словам, вызывает и своего рода "северный завоз" - через российские южные границы.
- Британские правоохранительные органы могут демонстрировать высокий профессионализм, вычищая дурманящее зелье с улиц наших городов. И все же необходимо обращаться к истокам - к источникам поступления наркотических веществ. Совместными усилиями нам удалось почти полностью уничтожить посадки коки в Боливии. В Перу успехи оказались намного скромнее, не говоря уже о Колумбии, - признается Кит Хеллауэлл.
Бывший шахтер, он затем в течение 36 лет носил форму, поднявшись по ступенькам служебной лестницы от констебля до начальника всей полиции Кливленда, был однажды откомандирован в помощь американским коллегам в Лос-Анджелесе, а в последние пять лет руководил стражами порядка в Западном Йоркшире. Свое последнее назначение - возглавить фронт борьбы с наркоманией - он получил в январе 1998 года.
- За десять лет в Соединенном Королевстве число жертв дорожных аварий и происшествий, первопричина которых - употребление наркотиков, выросло почти в пять раз. В общем мартирологе их доля увеличилась с менее 5 процентов до 20. Чаще всего имя убийцы - конопля.
В зоне особого риска - британские заключенные: два с половиной года назад каждый третий из них "сидел на игле". Пропаганда здорового образа жизни с наглядным растолкованием, что ждет наркомана в противном случае, если не "завяжет", судя по объяснениям Кита Хеллауэлла, возымела действие. Сегодня доля отбывающих наказание преступников, которых периодически "ломает", сократилась до 18 процентов. А в его записях, приготовленных для чтения лекции в Московской школе политических исследований в Голицыне, стоит и амбициозная цель - снизить степень наркозависимости до 14 процентов. В словах британского гостя прозвучала неподдельная гордость, когда он сказал в нашем интервью:
- У нас в Соединенном Королевстве уже появились тюрьмы, где позабыли, что такое наркотики.
Британцы расследуют и взаимосвязь пристрастия к наркотикам со статистикой производственных травм. Рабочий, кладущий черепицы на крыши домов, поведал Кит Хеллауэлл, как-то разоткровенничался: когда в субботний вечер он балуется "экстази", то его голова светлеет только к утру во вторник.
Один из способов "мягкого" внушения, раскрыл производственный секрет Кит Хеллауэлл, вывести в какой-то из бесконечных "мыльных опер" персонаж, который мучается и страдает от наркотической зависимости. И тогда на протяжении трех-четырех лет нация, не менее россиян прилипающая в часы ее показа к телеэкранам, будет сопереживать и извлекать уроки. Он встречался со сценаристами и обговаривал этот проект - с позиции не занимательности или коммерческого интереса, а общественной пользы.
- Цель моего визита в Москву и Екатеринбург в том, чтобы поделиться британским опытом по созданию всесторонней национальной стратегии по борьбе с наркотиками, а также ознакомиться с российскими проблемами в этой области и тем, как они решаются, - рассказывает Кит Хеллауэлл. - Наркотики - это проблема без границ, поэтому важно, чтобы международное сообщество объединило усилия в борьбе с наркодельцами, усовершенствовало методы лечения и реабилитации наркоманов, нашло эффективные средства профилактики этого опасного социального недуга.
В апреле во время визита Владимира Путина в Лондон было подтверждено обоюдное стремление к "дальнейшему развитию взаимодействия Великобритании и Евросоюза с Россией в сфере борьбы с международной преступностью, отмыванием денег и контрабандой наркотиков". Сегодня бизнес наркобаронов составляет в стоимостном выражении 8 процентов от всей мировой торговли. А где наркотики - там и криминал. Сопутствующий нелегальный промысел - проституция, рэкет, убийства, отмывание грязного капитала, а следовательно, подкуп чиновников и судей. Не случайно на встрече в верхах "восьмерки" на Окинаве решено созвать международный форум, чтобы выработать общую стратегию борьбы с этим глобальным злом.