Упал, очнулся - гипс, и это в лучшем случае

Лето – пора повышенной аварийности на дорогах. И печальную статистику усугубляют водители электросамокатов и моноколес

Вереница серьезных аварий в разных регионах напомнила: лето — время повышенной опасности для тех, кто в пути. Госавтоинспекция фиксирует увеличение числа погибших и пострадавших в ДТП, а водители электросамокатов и моноколес усугубляют печальную статистику.

В середине июня в Благовещенске пьяный водитель насмерть сбил трех человек и еще шестерых отправил в больницу. В Шиловском районе Рязанской области на 273-м километре трассы М-5 микроавтобус выехал на полосу встречного движения — восемь человек погибли, 13 госпитализированы. На этой неделе на автодороге Джубга — Сочи уснувший за рулем водитель легковушки стал виновником аварии с пострадавшими, после которой движение по трассе удалось восстановить только через несколько часов. И это только начало лета.

По данным Центра безопасности дорожного движения МВД, в России ежегодно с мая по октябрь фиксируется всплеск аварийности с ростом числа погибших и пострадавших. Самыми неблагоприятными являются июль, август и сентябрь, сезон отпусков и каникул. По словам автоэксперта Игоря Моржаретто, в последние годы ситуацию усугубляют закрытые аэропорты. «Добираться на многие отечественные курорты стало труднее. В ту же Анапу из столичного региона на автомобиле доехать гораздо дешевле, чем на поезде, особенно если речь идет о семье из трех-четырех человек».

Автомобильные путешествия впервые обогнали по востребованности поезда и оставили далеко позади самолеты. Это касается как вояжей на дальние расстояния, например к морю, так и поездок выходного дня к историческим местам. Однако у экономической целесообразности имеется и обратная сторона. Даже для опытных водителей пробег тысячу-полторы километров — серьезное испытание, что же говорить о тех, кто редко выбирается из городских джунглей. Долгая дорога к морю для таких водителей таит немало рисков.

Стремясь сократить время в пути, люди начинают игнорировать правила дорожного движения, не учитывают погодные условия, совершают необдуманные обгоны. Большая опасность заключается в самонадеянности, когда автопутешественники пытаются преодолеть весь маршрут за один день без отдыха и продолжительных остановок. Такие эксперименты чреваты трагедиями. По словам психолога Ольги Старцевой, самая коварная — последняя треть маршрута. «Близость цели подсознательно подгоняет водителей, заставляет их нарушать правила. На фоне накопившейся усталости из-за этого и происходят серьезные ДТП. Чтобы избежать такой опасности, надо готовиться к поездке заранее, настраиваться на спокойную езду, предусматривать остановки и даже ночевки. И еще: не надо загадывать точное время прибытия!»

Водители со стажем вам тоже скажут: готовить к дальней дороге нужно не только автомобиль, но и водителя. Перед вояжем к морю имеет смысл совершить одну-две поездки на недалекие расстояния, чтобы трезво оценить свои силы. Сам маршрут желательно детально проработать с учетом хотя бы получасовых остановок каждые 3-4 часа пути и обязательной ночевкой через тысячу километров дороги. Безопасно добраться до моря за один световой день могут только те экипажи, в составе которых есть как минимум два достаточно опытных водителя.

Ну а аварии с участием моноколес и электросамокатов — это уже чисто городская проблема, которая также имеет сезонный характер и, несмотря на новые ограничения, только усугубляется. За полтора года количество аварий с участием индивидуальных средств мобильности утроилось и превысило уже 3 тысячи случаев. Жертвами этих ДТП стали полсотни человек, серьезно пострадали несколько тысяч. Самые распространенные травмы у водителей этого транспорта — сотрясения головного мозга, переломы конечностей. Группа повышенного риска — молодые люди в возрасте до 25 лет (что, впрочем, неудивительно).

Решить проблему уже не первый год пытаются повышением штрафов, принудительным снижением скорости, а также регистрацией электросамокатов. Но самый эффективный и, на мой взгляд, единственный способ справиться с ситуацией — это пойти по пути Парижа, Барселоны или Монреаля, где полностью запретили движение электрических самокатов и моноколес в городской черте. Все остальные шаги в лучшем случае окажутся лишь полумерами...