В России сняли более сотни сериалов про жриц любви
Депутат Бурляев предложил ввести в школах «уроки целомудрия». По его мнению, поток заграничных фильмов, хлынувших в нашу страну во времена перестройки, уничтожил чистоту взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Пора восстанавливать. Но никаким учителям нравственности не справиться с влиянием уже не западных «растлителей», а наших, родных. Любой, кому захочется киноклубнички, отправив соответствующий запрос, на одной из первых строчек обнаружит «100 российских сериалов о проститутках». Сто! А сейчас к ним добавился еще один — «Чистые», премьерный показ которого начала платформа Wink.
С инициативой у 77-летнего актера, трижды вступавшего в брак, не заладилось. Коллеги отреагировали вяло. А когда во время интервью на одной известной радиостанции его спросили, чему будут учить на уроках целомудрия — «до свадьбы ни-ни», что ли? — он вообще оскорбился и ушел.
Тема, конечно, скользкая. У нас даже слово «проститутка» громко произносить считается неприличным, хотя именно таковыми являлись прекрасные героини в «Ночах Кабирии» и «Красотке». А как еще? Ночные бабочки? Пошло. Куртизанки? Это не из нашей жизни. Президент предложил формулировку «девушки с пониженной социальной ответственностью», но та в народе не прижилась. Есть, конечно, одно давнее определение, но, во-первых, сейчас оно запрещено к употреблению, а во-вторых, сегодня виды деятельности «пониженных» столь разнообразны, что под общий ярлык их и не подгонишь. Взять, к примеру, девах из сериала «Чики», караулящих клиентов на трассе. И гламурных дамочек из «Содержанок» или «Жизни по вызову». Разные планеты!
Хотя к персонажам двух последних, кстати, применим термин «эскорт-ницы». В реалиях современной России данная категория занимает особое место, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что во время проведения ПМЭФ журналисты обсуждают не столько заключенные контракты, сколько эскортниц и стоимость их услуг.
Эти рассуждения понадобились для того, чтобы найти удобоваримое определение героиням «Чистых», исполнительницы ролей которых на недавнем фестивале «Пилот» получили награду за «лучший ансамбль». Но в том-то и суть, что, будучи по характеру работы близкими к эскортницам, они таковыми не являются. Авторы преподносят их как уникальный исторический феномен.
Действие сериала разворачивается в начале ХХ века, примерно тогда, когда Куприн писал первую часть «Ямы». В повести на нескольких улицах было сосредоточено несколько публичных домов, в том числе заведение Анны Марковны Шайбес. Труженицы сексуального фронта там бесправны, вместо паспортов у них желтый билет, рассчитывать на другую, новую жизнь им не приходится.
Заведение Матушки (Виктория Исакова) в «Чистых» устроено иначе. Даже борделем назвать его язык не поворачивается. Будучи женщиной знатной и обеспеченной, хозяйка забирает из детских домов 13 девочек, окружает их вниманием и хорошими бытовыми условиями. Но готовит ко вполне определенной миссии. Для каждой тщательно сочиняется история, с которой предстоит искать состоятельных клиентов. Первому встречному в объятия «дочки» не бросаются, момент близости оттягивают, распаляя клиента и заставляя его идти на новые траты. Заработанные деньги отдаются хозяйке, требовательной и безжалостной. Любое неповиновение жестоко наказывается, для этого у Матушки есть специальный головорез. А попытка побега чревата изощренными пытками.
Как и в любом художественном произведении на данную тему, от сериала ждешь финального диагноза и морали. Возможно, они будут, показали-то только первые две серии. Но, естественно, с самого начала хочется иметь представление, с каким жанром ты имеешь дело. И тут — полнейшая каша. В анонсах заявлены детектив и драма. То есть впереди какой-то криминал и, ясное дело, всевозможные духовные страдания. Явно не хватает слова «эротика», хотя уже понятно, что постельных сцен предстоит много. Режиссер Николай Хомерики и сценарист Александр Родионов время от времени стараются подчеркнуть, что название их проекта подразумевает не только особенности работы героинь, отличной от обычной проституции, но и душевную чистоту, которую девушки умудряются сохранить. А чтобы та как-то проявлялась на экране, героини много и красиво говорят — даже во время секса, что выглядит довольно странным.
Еще авторам явно хочется создать в кадре атмосферу эпохи, и это у них неплохо получается. Декаданс здесь правит бал. Взять хотя бы кроваво-красный цвет, доминирующий в старинном особняке Матушки. Даже одинаковые, как униформа гимназисток, платья у ее «дочек» такие же.
Не исключено, что нас ждут невероятные сюжетные повороты. Но серий-то в проекте всего восемь, так что медленно история раскачивается. Жаль будет, если главной фишкой все же останется эротика. С учетом «сотни», упомянутой в начале, зрителя трудно чем-то эдаким удивить.