Сергей Горобченко: История страны не может быть плохой или хорошей — она наша!

Исполнитель главной роли в сериале «Два берега» – о профессии, отечестве, семье, вере

На Первом канале показывают историческую драму режиссера Ольги Субботиной «Два берега». Сериал посвящен двум крестьянским семьям, которые на протяжении десятилетий разделяет не только река, но и принадлежность к лагерям бедных и богатых. С приходом советской власти антагонизм нарастает, но именно тогда дети обоих семейств полюбили друг друга, и судьбы потомков Ермаковых и Сколчиных сплелись в жесткий клубок. Кто в тех коллизиях прав, кто виноват? Идеология прошлых десятилетий давала однозначный ответ, но какой видится драма русского ХХ века из дня сегодняшнего? Об этом мы говорим с исполнителем роли Захара Ермакова актером Сергеем Горобченко.

— Сергей Борисович, чем вас в первую очередь заинтересовал проект? Сыграло ли роль то обстоятельство, что сюжет об Урале, а вы сами оттуда родом?

— История Родины, тема крестьянства — вот что заинтересовало в первую очередь. И да, вы правы, в отрочестве и юности я не просто видел уральскую деревню, но и, можно сказать, трогал ее руками. Многие месяцы летних и зимних каникул в родовом доме отчима, так не похожим на нашу городскую квартиру в Североуральске, повлияли на мое становление, дали важную жизненную основу.

— А в какой мере на ваш фильм повлияли давние сериалы «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень» и им подобные картины, дававшие широкий исторический срез событий? Они ведь и сегодня востребованы зрителем благодаря великолепным актерам, замечательным сценариям, талантливой режиссуре.

— И я очень люблю фильмы, которые вы назвали. Особенно «Вечный зов», поразивший меня когда-то прямо-таки достоевской силой характеров и страстей. Но сегодня, после сложных перестроечных лет и трех десятилетий нашей безумной попытки интегрироваться с Западом, современным людям вряд ли возможно остаться теми же приверженцами идеалов социализма, сохранить ту плоть коммунистической стали, которая была в героях «Вечного зова». Потому и в нашей картине рассказ ведется совершенно иным языком.

— В чем особенность режиссерской работы Ольги Субботиной?

— С Ольгой Игоревной мы уже встречались на киноплощадке лет 15 назад. Те пробы, увы, не переросли для меня в законченную работу, но эмоции остались теплые. Эта молодая женщина произвела впечатление мощной творческой харизмой, ярким человеческим нутром. В чем-то мы не сходились, спорили — это нормально. И сейчас работать в «Двух берегах» было комфортно. Ольга Игоревна с ее большим профессиональным опытом, в том числе в театре, очень тонко, подробно чувствует актеров.

— В чем это проявляется?

— В театре доскональнее исследуется материал. В репетициях, разборах, ежедневных повторениях происходит наработка, «накопление» персонажа. В кино все быстрее, многое строится на естестве. От некоторых режиссеров я слышал, что работать с театральными актерами, имеющими опыт киносъемок, удобнее: они гибче, внутренне подвижнее, с ними проще договориться (Сергей работал в Петербургском театре комедии имени Акимова, в московском «Ленкоме» — «Труд»). Зато кино мне нравится своей органикой, в которой нужно быть очень точным в прорисовке характера. В театре мазки жирнее, ты, так сказать, не тонкой кисточкой и пастелью работаешь, а шпаришь акрилом на большом полотне.

И то и другое очень интересно, обеими техниками надо владеть, понимать их разницу и применять в соответствии с задачей. А режиссер должен «рулить» процессом — и Ольга Игоревна умеет это виртуозно. Мне, честно говоря, все время хотелось добавить бытовых нюансов — я, как уже сказал вам, захватил крепкий пласт русской деревенской жизни с ее покосами, огородом, парным молоком, баней. С натуральным хозяйством, где даже шубы и шапки шьются самостоятельно. А в картине понадобились нюансы другого рода — психологические, отражающие отношения людей в громадной истории, охватывающей молодость и старость, детей и внуков...

— У вас был большой исполнительский ансамбль: Роман Курцын, Аглая Шиловская, Анна Тараторкина, Виталий Хаев, другие прекрасные актеры. Как в такой группе избежать сложностей притирки? Или на подобном уровне профессионализма этой проблемы не существует?

— В вашем вопросе содержится и ответ. Да, у каждого из нас свой характер. Плюс мы создаем образ героя, в котором должны будем некоторое время жить рядом друг с другом на площадке. Всякое дело, в том числе актерское, развивается между двумя берегами — профессиональным и человеческим. Человеческое — первично. Какой бы талантливый ты ни был, если не будешь держать себя по-людски, тебе не дадут проявить свои таланты в полной мере. А вот дальше вступают в силу профессиональные законы, нужно понимать, где ты находишься и чем занимаешься. Кино — коллективный труд: если одно звено выпадает, рушится все. Очень помогает шутка, это снимает напряжение на площадке, делает работу в течение 12-часового съемочного дня уютной, дружной, продуктивной. Опять же шутка, рожденная вовремя, — это тоже своего рода профессионализм...

Что касается названных вами актеров, то рад, что познакомился с Ромой. Добрый творческий диалог сложился с Аглаей, Аней, интересной должна получиться романтическая линия Захара с героиней Елены Захаровой. С Виталием у нас давние творческие отношения, и классно было на этот раз сыграть антиподов.

У героев Елены Захаровой и Сергея Горобченко — яркая лирическая линия

— В советское время ваш Захар Ермаков однозначно воспринимался бы как положительный герой: председатель колхоза, борец с религией. А кто он для вас?

— Такие люди, как Захар, — часть нашей истории, которую неправильно определять как хорошую или плохую. Она — наша. Моя Родина — СССР, другой нет. Захар коммунист, председатель колхоза. Честный, смелый, достойный человек, верящий в светлое будущее своей страны. Не предатель, не изворотливый делец. Сильный русский мужик, любящий и умеющий трудиться. Пришла война — пошел воевать. Умерла жена — сам вырастил детей. Что касается его веры в Бога... Вся страна жила под игом атеизма. Мы прошли эту болезнь общества и выжили. Вера — не в словах, а в поступках. Мог неверующий человек кинуться спасать своего тонущего врага, как это сделал Захар? Если ты жертвенен и способен положить душу свою за других, то и веры не лишен.

— Съемки шли в том числе и на Урале. Наверное, это стало для вас особой радостью?

— Там, где я родился, мои предки по маминой линии оказались не по своей воле: семья в 1935 году была репрессирована и отправлена на Урал. Справились, построились, выучились. Многие связали жизнь с горным делом. Дед Александр Иванович Сафонов более 50 лет был бессменным главным бухгалтером горнодобывающего объединения СУБР. Вот он не воевал, коммунистом не был. Просто честный, добрый человек, которого любили и уважали люди. Когда уходил из жизни в 1994 году, передал мне от руки переписанный Новый Завет, эта толстая тетрадь и сейчас лежит на моем столе.

Дед по папиной линии Петр Викторович Горобченко — кадровый офицер, коммунист. Воевал с 1939-го по август 1945-го: Западная Украина, Финская война, вся Великая Отечественная — прошел Курскую битву, освобождал Прагу, Будапешт, Вену. Закончил войну в Маньчжурии. На Дальнем Востоке встретил мою бабушку Марию Ивановну, отец мой родился в порту Ванино... В начале 50-х их тоже притянул Урал — мощно развивающийся регион. Дед руководил пожарной командой в Североуральске, бабушка работала телефонистом. Мария Ивановна была очень добрым человеком, любила людей, никогда не раздражалась. Говорила: «Зачем злиться? Пусть злятся те, кому это нравится, я не буду». Любила природу. Часто мыс ней выходили поздним вечером на улицу и смотрели на звезды. Они на Урале очень яркие, и мы искали созвездия, ждали падения звезды, загадывали желания. Помню, однажды я загадал: хочу, чтобы люди никогда не умирали. Мне было лет пять-шесть.

У Марии Ивановны была интересная «кодовая» манера крестить меня перед выходом из дома. Спрашивала: «Где у солдата звезда?» — я показывал на лоб. «А где ремень?» — показывал на пряжку. «А где погоны?.. Вот теперь иди!». Быть верующим тогда не приветствовалось. Помню, в детском саду нас спросили: какой праздник скоро? Я громко сказал — Пасха! Все засмеялись, и кто- то из группы дал «правильный» ответ: день рождения Ленина. А дома у бабушки меня ждали на столе пасхальные яйца. Было интересно и весело. Вот таких теплых воспоминаний о детстве и родных людях у меня очень много.

После школы я поступил в Ленинградский горный институт. Не особо думая о горняцкой профессии — просто это было понятно для родных, да и не очень сложно. Но к учебе интереса не испытывал, шла перестройка, я многое пробовал. Результатом явилось открытие веры в Бога и своего природного предназначения — актерского. Мне было 22 года.

— В вашей профессиональной биографии немало знаковых фильмов выдающихся режиссеров — «Бумер» Петра Буслова, «Доктор Живаго» Александра Прошкина, «Миннесота» Андрея Прошкина, "Братья Карамазовы«Юрия Мороза... Какие из них считаете для себя рубежными?

— Все фильмы, которые вы назвали, сняты с 2002 по 2008 год. Каждый знаменует особый рубеж. «Бумер» — уход из любимого «Ленкома» и разрыв отношений в первой семье. «Братья Карамазовы» — очень непростой проект, шедший от авторского слова Достоевского. Хотелось точности, но недоставало понимания, каким должен быть Митя, мы балансировали между моим желанием сделать его ярким, страстным — и более осторожной трактовкой режиссера.

«Миннесоту» снимали с Андреем Прошкиным через год после «Карамазовых», и мне кажется, тут появилась возможность извлечь из себя всю остававшуюся от предыдущего проекта"карамазовщину«. А еще тот 2008-й — время, когда у меня образовалась новая семья. Ярчайшее и наиважнейшее жизненное явление, продолжающееся и сейчас.

«Доктор Живаго» — особая история, начавшаяся в 2004 году. Александр Анатольевич Прошкин пригласил на пробы: «Играть Стрельникова-Антипова готов?» «Нет, — говорю, — надо читать и разбираться». «Иди, читай, есть три дня». Открыл «Живаго» — и утонул в Пастернаке. Понял — мое. Даже стихи выучил, пришел, вывалил все на режиссера — и начали работать: сложно, бодро, интересно, в очень мощном актерском составе.

Роль Стрельникова-Антипова — одна из самых памятных для Сергея. Фото с сайта kinopoisk.ru

Еще один Рубикон преодолен год назад. Режиссер Илья Казанков предложил сыграть роль Жилы в фильме «Позывной «Пассажир». Герой — резко отрицательный, главный злодей в этой истории, у меня таких еще не было. А в актерской работе персонажа нужно любить, оправдывая его поступки, наполняя их смыслом и силой. Но как это сделать, если все поступки очень плохи?.. Удалось — через понимание своего собственного человеческого несовершенства.

Путь к решению многих проблем — диалог, искреннее человеческое общение. В работе с режиссером, партнерами. И в личной жизни тоже. Детям, когда они получают двойки в школе, говорю: это от отсутствия не только знания, но и диалога. «Трояк» получить просто, надо только захотеть не подставить себя самого и свое будущее, не подвести класс, пожалеть чуть-чуть родителей, сделать небольшое усилие над собой и хоть что-то выучить. Если совсем никак — подойди к учителю и попроси перенести для тебя сдачу материала на завтра. Педагог услышит...

Младшее поколение семьи Горобченко... Фото из личного архива

— У вас с Полиной (Полина Невзорова — жена Сергея, актриса, последние годы целиком посвятившая себя семье. — «Труд») пятеро детей...

— Я очень хотел крепкую, настоящую семью. После первого семейного опыта понял: нужно кое-что в себе менять. Осознал главное: выбор жены — моя ответственность. Если сделал его, сказал себе и ей «да» — назад дороги нет. Я же видел кого выбираю, и теперь должен быть этому выбору верен. Верен буквально — иначе я не мужчина.

Еще понял, что самому мне это не дается. Положился на Господа, попросил Его дать мне жену, какой я достоин. Пообещал быть ей верным. Так сложилась моя семья с Полиной. Расписались в 2008 году, обвенчались в церкви в 2013-м. На момент венчания у нас уже родились трое сыновей. После венчания — две дочери.

Саше, старшему, 15 лет. Закончил музыкальную школу по классу гитары. Очень спортивный. А природа, на мой взгляд, актерская. Петру 13. Честный, прямой, добрый, занимается плаваньем, в музыкальной школе осваивает ударные инструменты. Ивану 12: хоккеист, вратарь «Динамо Санкт-Петербург», играет на баяне. Ане 10: баскетбол, флейта. Софии — 8, очень увлечена художественной гимнастикой, которой занимается 5 лет и показывает достойные результаты.

— Что делаете для того, чтобы дети дружили?

— Тут важно, чтобы наши отношения с Полиной были открытыми и понятными. Если иногда с женой бывает недопонимание, то советуюсь с детьми. Они же все видят и подчас бывают мудрее взрослых. Любя нас, семью — всегда честно скажут свое мнение. Очень объединяет церковь. Слава Богу, все мы воцерковлены, вместе посещаем храм. Дети нравятся служба, исповедь, причастие. Семья и церковь очень связаны друг с другом. Жить без церкви, без молитвы для меня сегодня невозможно.

...А также их родители Сергей и Полина

— А хобби у вас есть?

— В детстве я закончил музыкальную школу по фортепиано, но с 13-летнего возраста в моей жизни появилась гитара, и именно на ней я люблю играть. Также пою, сочиняю песни и стихи. Это такое хобби, которое заходит и в профессию. И в семью, став уже нашим совместным, поскольку все дети вовлечены в изучение музыки. Оно помогает нам вместе проводить время дома, на даче, в путешествиях.

— А чего в жизни больше всего хочется?

— Максимально долго, насколько Бог даст, сохраниться в профессиональной силе. Чтобы, в частности, и гитарный мой опыт больше сгодился. Чтобы профессия и семья всегда шагали друг с другом в гармонии: без семейной половины жизни и актерская не полна. Чтобы всегда я был нужен в нашем крепком русском строю, а русский мир процветал. А чтобы он процветал, мы должны уметь его защищать. А защищать свои корни можно, только если ты их знаешь и любишь.

Нашей России хочу пожелать — пусть станет настолько сильной и развитой, что никакие внешние силы не смогут поколебать ее покой. Пусть русские люди уважают свою страну, культуру, язык, себя самих. Пусть будет больше верующих и честных людей, преданных собственному дому и народу. Пусть русские женщины рожают детей, а мужчины их берегут и защищают. Нас мало. Должно быть больше. Тогда любви и силы в мире, в нашем великом народе прибавится.