И небоскребы посмеются над великим Ле Корбюзье

До чего же доведет Москву зависть к Дубаю?

Российским зодчим надоели ограничения. Хочется к небу и звездам, где там оглядываться на высотный регламент. Смотрите, сколько огромных башен в Лондоне! А в Дубае? На его непокоренные вершины не только смотрят с завистью, но и сами не прочь создать повод для нее. Зодчим в помощь крупные девелоперы. Среди них есть и те, кто в нынешнее сложное время не отказался от амбиций и в надежде на очень большой доход не смущаясь подобрался вплотную к памятникам архитектуры.

Конечно, сам девелопер ни строить, ни проектировать не станет: это задача профессионалов. Ну а те не оставляют мысли создать при наших пенатах аналог Уолл-стрит. Да, впрочем, и легендарная улица Нью-Йорка будет посрамлена, если реализуются замыслы «Газпрома» в Петербурге: некогда богатейшая компания России хоть и терпит убытки, упорно не желает пересмотреть планы высотного строительства. Что за беда, если бьют тревогу градозащитники и искусствоведы? Гордый торговец углеводородами готов наплевать на этих мелких сошек с высоты того самого здания, которым намерен утереть нос Америке.

Коль скоро Петербург прирастает небоскребами, пронзающими тучи, такой же метод самоутверждения приняла и Москва. Ну и что, если тот или иной городской вид является предметом охраны? Тем хуже для вида!

Именно так, вероятно, рассуждают в бюро известного московского архитектора Сергея Скуратова. Почти 10 лет шло обсуждение и продвижение его амбициозного проекта многофункционального комплекса на Мясницкой улице, рядом с всемирно известным памятником конструктивизма авторства Ле Корбюзье — зданием Центросоюза. Напомню, что Мясницкая, идущая от Лубянки к Садовому кольцу, и прилегающий участок Бульварного кольца полны разно-образных памятников архитектуры и просто великолепных зданий. Это и классицистические усадьбы, и строения эпохи модерна — сразу несколько глав истории строительства Москвы.

И вот новости от мэрии: 4 июня 2024 года там утвердили постановление «Об изменении объединенной охранной зоны памятников истории и культуры № 61...». Легализован снос двух доходных домов XIX — начала ХХ века и строительство на их месте высотного объекта. Так расчищают площадку для гиганта, задуманного Скуратовым.

Положим, 78 метров высоты, оставшиеся в проекте к настоящему моменту, — это не первоначальные 200, но и они несут угрозу единственной работе французского классика Ле Корбюзье для СССР. Трудно спорить с лидерами движения «Архнадзор», называющими сей факт откровенно: «градостроительное преступление высшего разряда».

В памяти история еще 2017 года, когда «Архнадзор» предупреждал об угрозе появления 58-метровой башни по соседству с шедевром крупнейшего зодчего ХХ века. Тогда президент Фонда Ле Корбюзье в Париже Антуан Пикон призывал мэра Москвы и министра культуры России не допустить сокращения охранной зоны дома Центросоюза и строительства небоскреба. Теперь же на фоне «подросшей» еще на 20 метров громадины старина будет выглядеть забавной игрушкой, конурой — не более. Что же до коллег автора проекта, то вряд ли они согласятся безучастно взирать на происходящее. Есть опасения, что в недалеком будущем центр столицы ощетинится десятками подобных небоскребов. Очень быстро они превратят в карликов даже сталинские высотки, перекроют виды на старую архитектуру и бесповоротно изменят силуэт нашего города.

На этом фоне скорое уничтожение двух доходных домов, так и не внесенных в реестр объектов культурного наследия (ОКН), кажется мелочью. Однако речь идет о серьезном нарушении действующего законодательства. Ведь эти самые дома входят в историко-градостроительную среду, в которой и должен сохраняться ОКН — дом Центросоюза. Да и сам Ле Корбюзье, проектируя свое здание, стремился сохранять окружающую застройку, недаром дома, приговоренные мэрией к сносу, запечатлены в его эскизах.

Согласно нормативным актам РФ, проекты зон охраны разрабатываются на основании Федерального закона «Об объектах культурного наследия...», подзаконного акта — постановления правительства России «О зонах охраны...», но не только, отмечает «Архнадзор». Важен и Национальный стандарт (ГОСТ) «Состав и содержание научно-проектной документации проекта зон охраны». Этот ГОСТ исключает субъективно-личностную оценку исторической застройки и утверждает ее ценность в целом: «Историческая застройка: включает в себя всю застройку, появившуюся до развития крупнопанельного домостроения и перехода к застройке жилыми районами и микрорайонами, т. е. до середины 50-х годов XX века».

Или, может быть, наша нынешняя власть не очень доверяет «зарубежному модернисту» Ле Корбюзье с его принципами? Давайте тогда посмотрим, как в Москве берегут наследие лучшего архитектора русского модерна Федора Шехтеля. Сходите в Трехпрудный переулок и присмотритесь к ОКН — Скоропечатне Левенсона. В этом «готическом замке» некогда печатали рассказы Чехова, стихи Цветаевой, а продукция для коронационных торжеств Романовых обеспечила издательскому комплексу звание Поставщика Двора Его Величества.

Давно заглох шум станков в ансамбле, снабженном к тому же мемориальной доской о первом в СССР сборе пионеров. Нарядный дом с башенками и большим корпусом металлоконструкций (стиль модерн только внешне имитировал Средние века, внутри же он использовал новейшие технологии) прочно признан памятником, что не мешает ему переходить из рук в руки, от одного «капиталиста» к другому. Некоторое время он побыл бизнес-центром, принадлежал ВТБ и другим компаниям с громкими именами. Теперь это владения девелопера «Веспер», строящего сверхдорогое жилье. И не гнушающегося вести «реконструкцию», хотя закон об ОКН подразумевает только реставрацию и регенерацию. Но те, кто покупает квартиры в «тихом центре» между Тверской и Патриаршими, хотят максимальных удобств независимо от госстатуса дома.

Не так давно мэрия разрешила пристроить элитный жилой дом вплотную к трехэтажному складскому корпусу бывшей Скоропечатни. На деле это не только меняет силуэт здания, но и означает перестройку с увеличением этажности: новодел перерастет даже основной типографский корпус и встанет вровень со шпилем башни.

Но, как видим, в сегодняшней Москве можно все или почти все. Разумеется, не всем, а тем, кто любезен сердцу чиновников. Ну а если вы скучаете по духу истории, любуйтесь старинными снимками.