Повышение пенсинного возраста не сможет полностью справиться с убыванием трудоспособного населения, хотя и окажет некоторый положительный эффект на рынок труда. Таковы выводы семинара «Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт», который прошёл 27 июня в Высшей школе экономики (ВШЭ).
К 2035 россиян в целом станет на 1,7 млн человек меньше, а число трудоспособных граждан уменьшится на 5,4 млн человек, отмечают специалисты ВШЭ. При этом численность экономически активного населения снизится на 2,8 млн человек.
К слову, по данным ООН, к середине 2035 года общее число россиян снизится на 4,8 млн человек (до 141,1 млн), а Росстат предрекает сокращение на 2,6 млн.
От реформы есть толк: половинчатый
Повышение возраста выхода на пенсию для мужчин до 65 и женщин до 60 лет стартовало в 2019 году. В текущий момент почти четверть населения РФ – пенсионеры (25,5%). На одного пенсионера приходится 2,2 россиянина трудоспособного возраста, отметил замдиректора Института демографии ВШЭ Михаил Денисенко. Пенсионная реформа немного затормозит рост числа пенсионеров относительно активных на рынке труда граждан: только через четверть века наша страна приблизится к сегодняшнему соотношению, подчеркнул специалист.
Негативный эффект от старения россиян даже несмотря на реформу будет тормозить ВВП страны вплоть до 2025 года на 0,23%. Однако уже в 2026–2035 годах влияние старения населения на нашу экономику упадёт до 0,08% ежегодно, сказала директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.
Сама реформа даст 0,2% к ВВП с 2019 по 2025 годы и 0,15% в период с 2026-го по 2035-й. Без преобразований экономика потеряла бы вдвое больше, отметила Акиндинова.
Интересно, что в отличие от России, старение населения в развитых странах придаёт экономике импульс, повышая сбережения и инвестиции. В США пенсионеры не настолько зависят от пенсий, поскольку пользуются накопленным за годы рабочей жизни.
У россиян нет долгосрочных сбережений: в том числе из-за плохо развитых негосударственных финансовых институтов, например, негосударственных пенсионных фондов. Норма накопления в РФ зависит от бюджета и способности компаний к инвестициям. Поэтому картина такова: трудоспособное население сокращается, а норма накопления основного капитала почти не поменялась с 1995 по 2017 год и составляет около 21%.
В некотором смысле благодаря пенсионной реформе в мире и в России пересматривается влияние старшего поколения на производительность труда. Работодатели и аналитики всё чаще соглашаются: у возрастных работников есть свои плюсы, прежде всего – надёжность и ответственность. Молодые и пожилые кадры не конкурируют на рынке труда напрямую. Тем более: старшее поколение часто занимает низкооплачиваемые должности, на которые многие молодые люди не претендуют.
По оценке экспертов ВШЭ, пик зарплаты в России приходится на возраст 30-40 лет. Люди старшего возраста получают на 20-30% меньше. При таких стартовых данных средняя официальная зарплата к 2024 году упадёт на 0,8% из-за старения населения.
Не обошлось без издержек
Говоря о рынке труда, эксперты ВШЭ выдают желаемое за действительное, сказал порталу TRUD.RU директор ИГСО Борис Кагарлицкий. «Количество работников в стране не имеет отношения к количеству пенсионеров. Все, кто в силах – работают пока могут. Весь смысл реформы: не платить деньги работающим по прежнему пенсионному возрасту гражданам», - заметил эксперт. По мнению Кагарлицкого, вырастет нужда в деньгах и с ней теневая занятость: одной зарплаты часто не хватает, а пенсии начнут платить позднее, чем раньше.
Кроме того, по информации экспертов РАНХиГС, повышение возраста выхода на пенсию ускорит бедность. Без реформы она снижалась бы на 0,1–0,2% в 2019–2021 годах и на 0,6–0,7% в 2024–2028 годах. А в конце переходного периода реформы граждане предпенсионного возраста (55-59 лет у женщин и 60-64 года у мужчин) станут беднее на 3,5-4,2% больше, чем если бы преобразований не произошло. К 2028 году бедность предпенсионеров вырастет с 4,2% (2018) до 7,3% либо до 6,1%.
Дефицит доходов малоимущих предпенсионеров за 10 лет реформы также повысится: если в прошлом году он составил 23% от прожиточного минимума, то к 2028 дорастёт в худшем случае до 36%. Дело здесь во многом в проблемах трудоустройства предпенсионеров. Работодатель по-старинке неохотно ждёт такие кадры, а специалисты пророчат им безработицу до 10%.