Об этом свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМа, согласно которому 48% граждан не поддержали идею главы правительства Дмитрия Медведева сократить рабочую неделю до четырех дней. Впрочем, ставить точку в этом вопросе рано, поскольку у длинных выходных есть свои преимущества.
По словам премьера, технологический прогресс привел к отходу на второй план многих традиционных профессий и возникновению новых, для которых уже не так актуален восьмичасовой рабочий день и пятидневные трудовые будни. Пришла пора в контрактах закреплять гибкие графики, переходить к дистанционной работе, вызывать сотрудников в офисы по мере необходимости, а затем вводить в Трудовой кодекс норму четырехдневной рабочей недели.
Однако почти половина россиян идею решительно отвергли, подозревая какой-то подвох и угрозу своей и без того тощей зарплате. Правда, при этом 30% опрошенных к гипотетическому сокращению рабочей недели отнеслись положительно. Остальные либо заявили, что им все равно, либо не смогли сформулировать мнение.
Между тем в развитых странах еще четверть века назад начали проводить масштабные эксперименты с изменением графика трудовой недели, и эти опыты дали поразительные результаты. В частности, дополнительный выходной улучшал климат в коллективах, повышал экономические показатели компаний и даже содействовал укреплению семьи. Как? Да очень просто!
Сразу отметим: сокращение рабочей недели не предполагало снижения производственных планов. То есть речь шла об интенсификации труда, что, по идее, должно было бы больше выматывать сотрудников. Но на деле все произошло с точностью до наоборот. В течение месяца 250 сотрудников одной из новозеландских компаний не только выполняли за четыре рабочих дня прежние пятидневные планы, но и умудрились по ряду направлений улучшить показатели. Объяснение прозаичное: за три выходных дня люди успевали лучше отдохнуть и даже соскучиться по работе. И по возвращении начинали вкалывать засучив рукава.
Сказалась и психологическая разгрузка. Третий выходной позволил отдыхать разнообразнее, гибко планировать досуг, систематически заниматься спортом, вспомнить про давно забытые хобби и гораздо больше времени проводить с семьей. Исследования показали рост уровня лояльности сотрудников к компании. Плюс работники стали реже брать бюллетень, что также отразилось на эффективности их труда.
Похожих результатов добились в ходе аналогичного эксперимента и в Швеции. Там, правда, на отказ от пятого буднего дня не решились, но сократили количество рабочих часов с восьми до шести. И ничего, сотрудники в общем и целом успевали выполнять свои прежние обязанности.
Ну и, наконец, появление третьего выходного дня благотворно скажется на экологии планеты, ведь энергопотребление офисов и большей части предприятий разом сократится на 20%. На те же 20% уменьшится потребность в транспорте в будние дни — что в личном, что в общественном.
Словом, преимуществ у «четырехдневки» на самом деле масса. Правда, все они могут быть перечеркнуты первым же намеком на сокращение заработной платы соразмерно количеству отработанных часов. Зная менталитет российских работодателей, те едва ли устоят перед таким соблазном. И такие мелочи, как самочувствие сотрудников, укрепление семьи и экология планеты, не волнуют. Все эти высокие материи возникают, когда капитализм переходит из стадии дикого в цивилизованный. А у нас до этого еще далеко.