Как сделать из еды культ

Для одних потребление пищи — это всего лишь необходимый физиологический процесс, а для других — пир не только желудка, но и духа

Кулинарные программы присутствуют практически на всех крупных каналах. Есть и два канала специализированных — «Кухня ТВ» и «Телекафе», — круглосуточно рассказывающих об искусстве поваров. И это неудивительно. Еда — неотъемлемая часть жизни каждого человека. Другое дело, что для одних потребление пищи — это всего лишь необходимый физиологический процесс, а для других — пир не только желудка, но и духа. Следует ли сделать вывод, что кулинарные программы рассчитаны на вторую категорию, то есть на тех, кому не безразлично, что и как есть? Нет, большинство из них адресовано обычным телезрителям, жаждущим зрелищ.

Старейшая кулинарная программа российского телевидения — это «Смак» на «Первом» (ОРТ). В 1993-м ее основные принципы и дизайн придумал Андрей Макаревич. В стартовом выпуске он даже сообщил, что слово «смак» на самом деле — аббревиатура, обозначающая не что иное, как «советы Макаревича». Надо отдать должное Андрею Вадимовичу: в кулинарии он знает толк.

Сало должно быть «правильное»

Уже в самых первых выпусках программы он продемонстрировал не только профессиональное умение резать лук, но и философское отношение к процессу готовки и застолья. Это сочетание позже нашло воплощение в его книге. Не могу удержаться и не привести в качестве примера цитату из его описания закуски к водке.

«Правильное сало. Если вы достанете его из морозилки, порежете тоненько острым ножом — при верно выбранной толщине ломтики будут слегка заворачиваться (гениально сказала Людмила Сенчина — „сало должно быть мягкое, но твердое“) — и прямо на этой дощечке подадите к столу и еще на нее положите несколько очищенных зубчиков чеснока. А рядом — хрен, горчица и бородинский хлеб — под это дело можно выпить очень хорошо и много. Хотя истинное счастье дают первая и главным образом вторая рюмка. Здесь очень важно глубинное ощущение времени — я имею в виду интервал между ними. Он не измеряется секундомером и может варьироваться от 1,5 до 4 минут в зависимости от коллективного состояния. Если вы в хорошей компании, это чувство не подведет».

Колоритно, не правда ли? Именно такое ощущение не просто совместного с приглашенной знаменитостью приготовления какого-то блюда, а процесса созидания творческого продукта было присуще многим выпускам того «Смака».

Но Макаревич явно испытывал дискомфорт, когда его гость оказывался негодным поваром, когда чувствовал, что человеку, давно и прочно подсевшему на ресторанное меню, просто хочется засветиться перед камерой. Заполнять возникающую неловкость бесконечными байками он не умел. Чтобы внести в нее хоть что-то новенькое, Андрей Вадимович шел на нетрадиционные методы. Так, однажды он позвал в студию своих друзей-музыкантов, и те рассказывали и показывали, как во время нищей гастрольной юности в гостиницах варили пельмени в раковине. В 2005-м программу пришлось закрыть. В 2006-м «Смак» был возрожден, но уже с Иваном Ургантом в качестве ведущего.

Шоу с участием продуктов

Программа перестала быть кулинарной. Процесс приготовления блюд стал фоном для развлекательного шоу. Главную роль играют уже не гости, а ведущий, фонтанирующий остроумием и блестящим умением вести бессодержательный диалог. Эти способности не раз выручали программу. Как-то раз, например, Владимир Этуш, показывая, как готовили ростбиф в старом Доме актера, предложил ведущему отведать лишь слегка обжаренный, но, в общем то, сырой кусок мяса — Ургант отшутился.

Часто «Смак» становится площадкой для пиара проектов «Первого». Так было во время показа на канале «Рецептов счастливой жизни», когда месяц подряд в программе участвовали исключительно актеры и актрисы из этого сериала.

Кстати, не только в «Смаке» готовка служит фоном к разговору или чему-то еще. Скажем, на «Дожде» в программе «Право есть» на первый план выходит обсуждение юридических и правовых вопросов, а в «Барышне и кулинаре» на «ТВ-Центре»: бюст и милые ужимки Анны Семенович.

И еще: большинство блюд, приготовленных как в передаче «Смак», так и в аналогичных программах, немедленно поглощается съемочной группой.

Лучше быстро жарить, чем много говорить

С точки зрения практической пользы «Кулинарный поединок», вот уже 10 лет выходящий на НТВ, представляет собой некоторую ценность. Хотя бы потому, что в нем принимают участие звезды не только спорта и шоу-бизнеса, но и кулинарии, то есть известные повара. Условия «Поединка» таковы: двум участникам предлагается приготовить что-то из определенного набора продуктов. Пофантазировать на заданную тему, так сказать. На выходе надо получить три разных блюда. На все про все — 20 минут.

Как и в «Смаке», параллельно готовке ведущий программы — а ими поочередно были Дмитрий Назаров, Михаил Пореченков, Денис Рожков, Оскар Кучера — также успевает о чем-то поболтать с гостями. Но это далеко не всегда получается хорошо хотя бы в силу хронометража.

В спешке гости иногда просто не успевают сформулировать внятную реплику. И хотя байки гостей проговариваются с ведущими заранее, если не блин, то диалог порой точно получается комом.

Создатели «Званого ужина» на РЕН ТВ называют свою программу «народной». Видимо, потому, что ее участники в основном — люди самые обычные. Встречаются и знаменитости, но редко. Бизнесмены, учителя, военные, врачи, риелторы: Разные профессии, разные уровни дохода. Фишка программы в том, что ее герои не только готовят полный обед, исходя из своих возможностей и вкусов, но и приглашают других участников к себе домой, придумав для них еще и развлекательную программу.

Едим дома. У Михалковых

Весьма полезна для любителей стряпни программа «Едим дома» с Юлией Высоцкой. Трудно сказать, каким кулинаром была актриса и ведущая до знакомства со своим будущим мужем Михалковым-Кончаловским (многие отзываются о нем как о гурмане), открывшим ей дорогу на телевидение и в большое кино, но теперь с кухней она справляется блестяще. Неслучайно в ее творческом багаже значится роль гастрономического куратора русского вечера в рамках Всемирного экономического форума в Лондоне.

В принципе формат программы «Едим дома» многие характеризуют как сериал про молодую хозяйку. Аналогичные в большом количестве присутствуют на американском ТВ. Но можно сравнить его и с иллюстрированной кулинарной энциклопедией. Юлия не приглашает гостей, не травит анекдоты, не красуется перед камерой. Она старается максимально красиво и доходчиво для зрительского восприятия что-то приготовить. Это как ожившая раскадровка: сделайте это, потом то. Можно потом попробовать повторить. Шанс, что получится, достаточно велик.

Анекдот в тему

Умирает старый еврей, славящийся приготовлением особо вкусного чая. Сидящий у смертного одра сын просит:

«Отец, открой мне рецепт твоего чая!»

«Сын мой, клади больше заварки!»

Мнение профессионала

Георгий Карина, шеф-повар:

— Я крайне редко смотрю кулинарные программы именно потому, что большая часть из них является развлекательными шоу и к профессиональному искусству не имеет никакого отношения. Несколько хороших циклов есть на тематических каналах. Но там ведущие не говорят обо всем, а специализируются на какой-нибудь одной теме: только национальные блюда разных стран, только дизайн блюд или только выпечка. Очень интересно смотреть за мастерами высокой кухни. Они работают, как настоящие фокусники, и лишь опытные повара могут заметить, что какие-то нюансы мастера не разглашают. Что же касается программ о кулинарии на российском телевидении, то я видел некоторые из них, и они меня не заинтересовали. Оригинальных рецептов мало, ведущие — не знатоки в данной сфере. С равным успехом некоторые из них могли бы вести шоу, скажем, о ремонте или о животных. Неприятно, когда видишь, как губятся хорошие продукты. Раздражает, когда в качестве эксклюзивных шеф-поваров зрителю представляются шеф-повара обычных ресторанов, вся эксклюзивность которых состоит только в экзотическом имени.