Владимир Вигилянский: Нужно поставить ложь вне нравственного закона

В РПЦ уверены: вранье взрослых — причина коррупции и провала ЕГЭ

Протоиерей Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Патриарха, — о языке богослужений, об отношении РПЦ к ЕГЭ, гей-парадам и национализму.

— На прошлой неделе в СМИ появилась информация о том, что Русская православная церковь готовится к реформированию языка богослужения с целью его адаптации для современного общества. Имеется в виду проект документа под названием «Церковнославянский язык в жизни РПЦ XXI века». Действительно ли РПЦ готова адаптировать церковнославянский язык? Как далеко может зайти адаптация языка?

— Проект документа, о котором вы упомянули, обнародован, и сейчас он бурно обсуждается — с тем, чтобы со временем учесть рациональные предложения и принять на ближайшем Архиерейском соборе. Одна из задач этого документа — остановить самочинные исправления текстов богослужения, которые позволяли себе некоторые священнослужители. Речь идет не о новых переводах сакральных текстов, а только об осторожном редактировании, замене одних славянских слов на другие, более понятные. Такая работа проводилась и раньше. Например, перевод Евангелия на церковнославянский язык был обновлен в XIX веке.

Все церковное сообщество понимает, что церковнославянский язык — это величайшее богатство нашей культуры, отказ от него был бы равносилен культурному самоубийству. Академик Д. С. Лихачев говорил в 1998 году: «Церковнославянский язык — постоянный источник для понимания русского языка. Сохранения его словарного запаса. Обостренного постижения эмоционального звучания русского слова… Церковнославянский язык, таким образом, имеет значение не только для понимания русской духовной культуры, но и большое образовательное и воспитательное значение. Отказ от употребления его в церкви, изучения в школе приведет к дальнейшему падению культуры в России». Я тоже поучаствовал в обсуждении этого документа и внес свои предложения. Я считаю, например, что необходимо подготовить серию квалифицированных изданий с параллельными церковнославянскими и русскими текстами большинства богослужений, чтобы они были под рукой у каждого человека, пришедшего в храм. Многие вопросы, связанные с пониманием богослужения, снимутся.

— В этом году РПЦ разрешила иерархам и священнослужителям участвовать в выборах. Как это может отразиться на российской политике? Зачем священнослужителям идти в политику?

— В одном из постановлений Архиерейского собора 2011 года говорится о том, что священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы представительной власти. Однако в примечании к этому пункту постановления говорится об исключении из этого правила, которое предусматривает ситуацию, когда избрание духовенства в законодательный орган власти вызвано «необходимостью противостоять силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной церковью». К России в данных исторических условиях это не относится. Но Русская православная церковь существует во многих других государствах, в которых это исключение из правила может быть актуальным.

— В последнее время представители церкви все чаще высказываются по острым общественным темам. Так, немало говорилось о проявлениях национализма. Есть ли в РПЦ понимание того, как бороться с этим явлением и почему оно возникает?

— Национализм — понятие многообразное. Смыслы, которые в него вкладывают, иногда кардинально противоположны. Например, признание ценности нации как высшей формы общественного единства само по себе ничего плохого не предусматривает. Или чувство патриотизма, которое иногда также отождествляют с национализмом. С другой стороны, некоторые определяют национализм как осознание своей национальной исключительности и превосходства своей этнической, культурной и религиозной идентичности над другими. Такой радикальный национализм, который иногда называют ксенофобией и шовинизмом, является следствием гордыни — одного из самых отвратительных грехов. Представители церкви в последние два десятилетия все чаще привносят в обсуждение общественных вопросов нравственное измерение, которое не всем нравится и которое является причиной яростных нападок на церковь. Но мы не должны этого бояться, ведь обличительный пафос звучал в словах Иисуса Христа, за что, кстати, Он и пострадал.

— РПЦ также озвучивала свою позицию по вопросу критики гей-парадов. Некоторые христианские церкви Европы признали однополые браки. Как вы считаете — может, и РПЦ когда-либо придет к этому? Если это невозможно, то почему?

— В октябре 2007 года я присутствовал во время выступления патриарха Алексия в ПАСЕ, где он, отвечая на вопрос о гомосексуализме, сказал, что церковь призвана относиться с любовью и состраданием к каждому человеку, в том числе и к грешнику. «При этом мы, православные христиане, не можем отходить от того нравственного учения, которое содержится в Библии и в апостольской традиции церкви. Согласно этому учению, грехом является не только упомянутое вами явление, но и супружеская неверность, безответственные половые связи, сексуальная эксплуатация женщин, многие другие поступки, которые, как я знаю из своего пастырского опыта, заставляют страдать человеческую совесть». Патриарх Кирилл не раз высказывался о гомосексуализме в подобном духе. Например, во время беседы с Генеральным секретарем ЕС (декабрь 2009 года), он говорил: «Признавая гомосексуализм грехом, мы выступаем категорически против того, чтобы гомосексуальные отношения уравнивались с естественными отношениями между мужчиной и женщиной». Недавно (21 июня 2011 года) на заседании Европейского совета религиозных лидеров он еще раз заявил о том, что основные религии считают гомосексуализм грехом.

— Патриарх Кирилл недавно выразил обеспокоенность ЕГЭ. Есть ли в РПЦ понимание того, как улучшить экзамен или, может быть, реформировать систему образования? Насколько необходимо вводить в школах уроки религии?

— Патриарх Кирилл не говорил, нужен ЕГЭ или нет, он считает этот вопрос второстепенным; но он обратил внимание на то, что во время сдачи школьных экзаменов обнажились во всей своей неприглядности одни из самых ужасных пороков нашего общества — тотальная ложь и коррупция. «Ложь стала одним из самых опасных и самых распространенных грехов в нашей жизни. Нужно перестать врать. И в первую очередь перестать врать взрослым. Взрослые врут, взрослые обманывают, взрослые воспитывают детей во лжи», — констатирует патриарх Кирилл. Если родители финансируют ложь, связанную с ЕГЭ, дети это видят и понимают. «Общество, которое воспитывается во лжи, не может быть справедливым. И тема коррупции — тоже тема лжи. Нельзя победить коррупцию, не поставив ложь вне нравственного закона общества».

Точный диагноз, поставленный патриархом нашему обществу, — самое острое высказывание, которое я слышал в последнее время.

Сколько сломано копий в обсуждении проблемы школьного образования, но воз и ныне там: ничего не меняется в лучшую сторону. Уже 20 лет церковь звонит во все колокола, предупреждая о катастрофе, устраивает каждый год Рождественские образовательные чтения, на которые съезжаются тысячи педагогов из всех уголков России, вырабатываются конкретные рекомендации по реформированию образования по всем направлениям проблемы, но ничего с места не сдвигается. В результате мы упустили целое поколение наших сограждан, которые были насильственно отлучены от ценностей отечественной культуры, от нетерпимости ко злу, лжи, безнравственности.