БИЗНЕС ПОЧТИ ПО-ВЗРОСЛОМУ

С истиной "деньги нужны" вряд ли кто будет спорить. И наши дети, разумеется, не исключение. Они стремятся их получить всеми возможными способами. В том числе и зарабатывая друг на друге

ИГРЫ НАПРОКАТ
- Списывание за деньги или за какие-то услуги - довольно распространенное явление, - подтверждает завуч одной из московских школ Наталья Павловна. - И многие родители не видят в этом ничего страшного. Дети соответственно это тоже воспринимают как должное. А еще даже в начальной школе одноклассники дают друг другу вещи напрокат. Например, сейчас у мальчишек очень популярна игра "гейм-бой". Так вот, те дети, у которых она есть, за 10-15 рублей в день дают в нее поиграть другим. Еще у нас был случай: один третье-классник, очень ответственный мальчик, всегда приносил с собой в школу запасные ручки и тетрадки. А дети, которые эти вещи забывали, постоянно у него их просили. Через какое-то время мальчику это надоело, и он стал брать за вещи деньги, причем не "номинал", а на рубль больше. Когда учительница об этом узнала, то устроила классный час, чтобы разобраться в ситуации. Так подавляющее большинство ребят сказали, что очень рады тому, что парень перестал раздавать все даром, вести себя как лох, который позволяет себя использовать. Его авторитет в классе не только не пострадал, наоборот, вырос! Мне кажется, что все это происходит потому, что сейчас наши ребята вообще не понимают, что такое дружба, взаимовыручка, товарищество. "Каждый сам за себя", "хочешь жить - умей крутиться" - в этом они абсолютно уверены. И что делать с этим, я лично не представляю.
ДРУЗЬЯМ СКИДКА
- У моего восьмилетнего сына - настоящая деловая хватка - говорит, не скрывая гордости, Василий. - На даче у нас стоит детский городок с качелями, батутом, горками, песочницей, спортивными снарядами. Ребенок знает, стоит этот городок прилично, да и содержать его довольно дорого. Поэтому он сам предложил, чтобы дети, которые приходят к нему играть, - а у нас в поселке довольно много ребят, платили за вход. Поскольку час игры стоит всего 15 рублей - его сверстники из "карманных" больше платить не могут, то пока о прибыли сына речи не идет.
- Деньги сын отдает мне в счет погашения суммы, которую я потратил на строительство, - продолжает Василий. - Естественно, расплачивается с небольшими, но процентами - бизнес есть бизнес. Ребенок счастлив, ведь он - владелец "парка аттракционов", у него есть свое дело. Да и я считаю: ничего плохого в том, что он в отличие от приятелеуже знает, что деньги с неба не сыплются, для этого надо работать. Кстати, после открытия сын стал самым популярным ребенком в поселке.
ДЕСЯТКА ЗА "ДОМАШКУ"
- Мы принадлежим к так называемому среднему классу, - рассказывает 35-летняя Марина. - То есть особых материальных проблем в семье нет. Дочка сейчас окончила пятый класс, ни в чем не нуждается, и я всегда считала, что отношение к деньгам у нее спокойное. И вдруг перед самыми каникулами она вываливает передо мной кучу десятирублевок. С гордостью говорит, что это - ее "честно заработанное", которое она вносит в семейный бюджет. Оказалось, что в течение нескольких месяцев она давала списывать домашнее задание по математике своим одноклассникам за деньги. Одна работа - десять рублей. "Почему я не могу получить деньги за свою работу?"- удивилась она в ответ на наше с мужем возмущение. Честно говоря, мы не знаем, как на эту ситуацию реагировать.
ЧТО ДУМАЮТ ДЕТИ?
Саша П., 10 лет:
- Своим подружкам я даю списывать просто так. Я с ними вообще многим могу поделиться. А вот тем, кто мне не нравится, я не помогаю. Если они дерутся, обзываются, почему я должна их выручать? За деньги тоже не буду, но просто потому, что они мне сейчас не очень нужны. А если деньги понадобятся и мои одноклассники готовы будут заплатить мне за что-то, то почему бы и нет?
Юля К., 9 лет:
- В школе на продленке две девочки предложили всем желающим учиться играть в волейбол - по рублю за урок. Когда я об этом рассказала маме, она возмутилась, сказала, что это не по-товарищески, и вообще обещала пожаловаться директору. Я просила ее этого не делать, потому что не понимаю, что ее так расстроило. Сама бы я, наверно, денег ни с кого не брала, но девочек не осуждаю. Они ведь никого силой в кружок не гонят, кто хочет - участвует, кто не хочет - нет.
Максим Л., 10 лет:
- Когда ребята брали у меня тетрадки и ручки просто так, то никакой благодарности с их стороны не было. Наоборот, они возмущались, когда у меня не было запасного карандаша или ластика. Брать с них деньги меня научила мама - она уже замучилась покупать мне новые вещи. А рубль сверху я придумал брать сам. После этого вещи у меня стали покупать редко. И я теперь опять смогу что-то давать просто так. Правда, мама меня попросила сказать ребятам: взял ручку, верни завтра точно такую же.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Андрей Подольский, профессор, заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ:
- Дети формируют свое мировоззрение в обществе, в котором по большому счету нет общих для всех моральных критериев. Родители говорят им одно, по телевизору они слышат другое, а в реальной жизни видят третье. Естественно, они не понимают, что такое "безусловно хорошо", а что - "не очень". Кроме отсутствия целостной системы ценностей, все общество разделено сейчас на множество сообществ, в которых свои правила поведения. Так что ребенку и здесь предстоит определиться - какое сообщество ему ближе. И совсем не обязательно, что он выберет то, в которое входят его родители.
Вопрос состоит в том, смогут ли родители, которых беспокоит материальная заинтересованность ребенка, объяснить ему, что отношения бывают не только товарно-денежными. Что не все покупается и продается. С ребенком надо разговаривать. Но не с позиции силы, а объясняя и обосновывая свою точку зрения. А еще хорошо бы донести до ребенка, что к нему всегда - и в детской, и во взрослой жизни - будут относиться так же, как и он к окружающим. Готов ли он к тому, что ему никто никогда не будет помогать просто так? Сможет ли он жить без друзей, человеческих взаимоотношений? Ну и, конечно, родителям стоит честно проанализировать собственное поведение, свое отношение к деньгам.