- Николай Николаевич, когда ваша картина была готова?
- Мы сдали ее на канал "Россия" в марте.
- Почему же там тянули с премьерой до начала летнего, мертвого, сезона?
- Не знаю. На каналах ведь все держат в тайне. Причина одна - контрпрограммирование. Как только конкуренты узнают о твоих планах, тут же выставляют против тебя свой проект. Вы же видели: против "Завещания Ленина" Первый канал сразу выставил "Печорина". Зрители, я знаю, возмущались: "Что вы делаете? Мы хотим и Шаламова смотреть, и Лермонтова!" Все это в ущерб зрительским интересам.
- Знаю от многих знакомых, что они ждут выхода "Завещания" на DVD. Говорят, в эфире невозможно было его смотреть из-за обилия рекламы. Чудовищный контраст развеселых роликов со страшными лагерными сценами...
- К первым двум сериям на канале отнеслись бережно, только под конец поставили один рекламный блок. Я еще подумал: ну какие молодцы! А потом стали нашпиговывать по три блока в серию. Серии у нас минимальные, 43 - 44 минуты, и чуть ли не 15 минут рекламы! Я узнавал - это прямое нарушение закона о рекламе. Канал хочет, чтобы люди смотрели, чтобы был рейтинг, но какой зритель это выдержит? Да я бы на его месте выключил все к чертовой матери. Понял бы, если бы подобное происходило на частном канале, который живет от рекламы. Но чтобы так поступал государственный, имеющий бюджетное финансирование?! Что за алчность - зарабатывать даже на таком страшном материале.
- Но хотя бы никаких цензурных вмешательств в фильм не было?
- К сожалению, были. В некоторых лагерных сценах у нас проскакивают отдельные нецензурные словечки. Не самые крепкие, ну, скажем, аналог слова "блин". Это же не ради эпатажа! Ведь на самом-то деле в тюрьмах, в лагерях только так и изъяснялись. Так на канале взяли и заменили эти слова другими - "приличными". И что получается? Например, в одном из эпизодов зэк протягивает Шаламову фотографию своей жены и говорит: "Возьми, будешь на нее смотреть, как на бабу (...), а мне хлеба дашь!" О чем речь? Совершенно непонятно! А просто выкинули слова "и дрочить"! Так пропал весь смысл эпизода: до чего же надо довести человека, если он за кусок хлеба готов отдать на поругание самое дорогое - память о жене! Ну что это за ханжеские купюры?..
Правда, и я хочу покаяться. По недосмотру в титры забыли внести нашу благодарность правозащитному обществу "Московский мемориал", оказавшему большую помощь. И Ирине Петровне Вечной - вдове писателя Вернона Кресса. Его настоящее имя Петр Зигмундович Демант, и он тоже прошел через колымские лагеря. В сценарии были использованы воспоминания Петра Зигмундовича "Зекамерон ХХ века". Пользуясь случаем, приношу им свои извинения за нашу оплошность.
- А готовы ли сегодняшние зрители услышать эту жуткую лагерную правду? Тем более что в обществе явно нарастает ностальгия по советским временам. Вот недавно канал НТВ в сериале "Сталин. Live" почти три месяца реанимировал миф о мудром и великом "отце народов". Чья возьмет, как вам кажется?
- Боюсь, что "Сталин. Live". Тенденцию эту я почувствовал, еще когда вернули советский гимн. Пусть и с другими словами. Потом дошло до трагифарса - когда под этот гимн хоронили президента, его отменившего. Совсем недавно, 9 Мая, еду по Москве и вижу: висят портреты героев войны. И среди них Ворошилов. Маршал, в 37-м принимавший активное участие в истреблении верхушки Красной армии, во время войны заваливший Ленинградский фронт... С его подачи было принято постановление о том, что расстреливать можно, начиная с 12-летнего возраста. И это герой войны? Мы что, все забыли? Или это сознательная фальсификация?
- Фильм ваш труден для зрителя еще и потому, что кажется беспросветно трагичным. Но в трагедии, как известно, должен быть катарсис.
- Как ни парадоксально, но история Шаламова рождает чувство гордости за то, что в нашей стране были такие люди. Он прошел все круги ада и выстоял, не сломался. По стойкости я могу сравнить его с протопопом Аввакумом (о котором, кстати, собираюсь сейчас делать фильм). Даже перед смертью, в ужасном физическом состоянии, ослепший, оглохший, он продолжал нашептывать, диктовать стихи. В конечном счете он одержал победу, потому что оставил после себя свои произведения - свидетельства очевидца страшного времени.
ЧТО СМОТРЕЛИ
Рейтинг лучших телепрограмм июня по версии писателя Михаила ВЕЛЛЕРА
1. "Завещание Ленина" (РТР)
Лучший российский сериал за все последнее время, выделяющийся из общего ряда своей направленностью, вкусом, художественным уровнем. Важно и то, что он сделан в стилистике самого Шаламова - скупо, честно и просто. Для меня Шаламов, бесспорно, лучший из всех, кто писал на лагерную тему, и то, что его сейчас вспоминают и воздают ему должное - глубоко справедливо. Могу поздравить и Николая Досталя, и зрителя с такой удачей.
2. Владимир Соловьев в ток-шоу "К барьеру!" и "Воскресный вечер" (НТВ)
Соловьев - единственный, кто заранее лично готовится к своей программе. Продумывает ее ход, а перед съемкой работает с аудиторией, общается с участниками, "разогревает" их. К тому же у него блестящая реакция словом. Поэтому его ток-шоу наиболее энергетически заряженные, живые и интересные.
3. Леонид Млечин, цикл "Документальное кино" (ТВ Центр)
Млечин работает очень профессионально, вытягивает на экран малоизвестные или вовсе не известные зрителю страницы недавней политической истории. Это всегда работа очень высокого качества.
4. "Культурная революция", "Тем временем" ("Культура")
"Революция" - делается всегда живо и увлекательно, хотя темы могут быть спорными. А в "Тем временем" - ведущий Архангельский особенно разумен, спокоен, тактичен. Потому и разговор в студии выходит толковый и вдумчивый.
5. "Неделя с Марианной Максимовской" (Рен-ТВ)
Из всех новостных программ за последние месяцы - это у нас лучшее еженедельное обозрение. Кроме нее, смотрю еще и "25-й час" на ТВ Центре - и обязательно, когда его ведет Илья Колосов. У него очень хороший отбор новостей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алла СУРИКОВА, кинорежиссер:
- Поздравляю, Коля! Ты снял великолепный фильм - честный, мужественный, сдержанный, с прекрасным актерским ансамблем, с удивительным вниманием к букве и духу времени. Ты обратился к жизни Шаламова - писателя, поэта, философа, духоборца... Ты сумел, не потеряв ни одного из качеств этого великого человека, сделать Кино. Я, пройдя в своем недавнем фильме все подробности 51-го года, внутренне содрогнулась, когда узнала, за что ты взялся. Ты победил!