- У вас в жюри царило единодушие в оценках?
- Да, мы приняли решение единодушно. Причем на главный приз картину Алексея Учителя выдвинул не я, а венгерский оператор Янош Кенде. Его поддержала кинорежиссер из Франции Клер Дени. И все согласились с ней, что картины такого масштаба на фестивале не было.
- Вы знали о том, что критики в основной массе картину приняли, мягко сказать, очень сдержанно?
- Да, я знал об этом. Каждый день нам давали рейтинги критиков, отзывы прессы. Неприятие картины, думаю, вызвано определенным отношением к режиссеру Алексею Учителю, к его предыдущей картине "Прогулка". Потом, у нас почему-то считается, что присуждать в Москве награды своим картинам - это дурной тон. Я так не считаю.
- Вас не смущает, что главный приз присуждается российской картине второй год подряд?
- Меня это только радует. Если и третий раз дадут - это будет замечательно. Чего нам на кого-то оглядываться? Какая может быть в этом вопросе дозировка? Вспомните: три-четыре года назад вообще ни одной картины русской не было в конкурсе. Разве это хорошо?
- Есть опасность, что зарубежные режиссеры, продюсеры могут отвернуться от фестиваля, на котором год за годом русские дают призы своим картинам?
- У меня нет такого опасения. Абсолютно. Что значит отвернутся? Кто хочет - пусть отвернется. А кто-то, может, наоборот повернется.
- О том, что Алексею Учителю дадут главный приз, ходили разговоры еще на "Кинотавре". Мол, все предрешено...
- Я на "Кинотавре" не был. У нас в жюри такие слухи не ходили. О том, что картина получает главный приз, я узнал после нашего голосования. Никакого давления на нас не было. Так что все награды на совести нашего жюри. Возможно, наше мнение в чем-то субъективно. Согласен: в картине есть неровности. Но в любой ленте можно найти неровности, шероховатости. Я считаю, что Учитель сделал этой картиной шаг вперед.
- Мне кажется, зарубежным членам жюри было трудно разобраться в картине на элементарном сюжетном уровне, не говоря уже о социальных, политических реалиях эпохи. Картина и для нас чересчур запутанна, а уж для них...
- Может быть, в том виде, как ее замышлял режиссер, они ее и не поняли. Зато поняли и оценили работу оператора Юрия Клименко. А потом, я рассказал им про что картина.
- Вот как?
- Да, после того, как мы проголосовали, и я поблагодарил их за это решение, я рассказал им, про что картина, как я ее вижу.
- И что же вы им рассказали?
- Я им рассказал следующее: картина говорит о послевоенном времени. Прошло 15 лет после войны. Сейчас тоже прошло 15 лет после перестройки. Эти времена похожи по людским предчувствиям. Герои картины Алексея Учителя живут предчувствием не только полета в космос, но и предчувствием перемен. Сейчас тоже все осознают: не может все так идти, как идет, что-то должно в нашей жизни произойти.