ОПЯТЬ ПОБЕДИЛИ "СВОИ"

Надо же было так смазать финал Московского кинофестиваля, который завершился в воскресенье в киноконцертном зале "Пушкинский"... Только обозначилась надежда, что наш многострадальный киносмотр, долго находившийся в вялотекущем состоянии, очнулся, встал на ноги, как на тебе: опять, как в старые времена, на нем второй год подряд побеждает российская картина. На сей раз, по признанию многих ценителей, далеко не безупречная.

Напомню: в прошлом году жюри под руководством британского режиссера Алана Паркера справедливо осыпало наградами новаторский фильм "Свои" в постановке молодого режиссера Дмитрия Месхиева, явившего нам новый взгляд на войну. В соответствии с негласным регламентом ММКФ жюри в этом году возглавил один из прошлогодних победителей - сценарист "Своих" Валентин Черных. Еще на "Кинотавре", завершившемся незадолго до открытия Московского кинористалища, в открытую поговаривали, что российский председатель жюри нужен для того, чтобы вновь дать главный приз ММКФ нашей ленте - новой работе Алексея Учителя "Космос как предчувствие", которую правдами и неправдами выманили из конкурса "Кинотавра" и спешно перебросили на Московский фестиваль. Не иначе как под гарантии приза, судачили в кулуарах. Получается, что так оно, увы, и случилось.
Между тем конкурс в этом году был силен как никогда. Наберусь смелости утверждать, что лет эдак 15-20 у нас не было набора таких мощных, ярких, самобытных картин, о чем я написал в одном из первых фестивальных отчетов, приятно удивленный резко возросшим уровнем конкурса. Наряду с ветераном ММКФ, маститым чилийцем Мигелем Литтином, представившим эпически взволнованный фильм о еврейско-палестинских отношениях "Последняя луна", к нам потянулись лидеры молодой европейской режиссуры. Это чех Петр Зеленка, швед Рубен Остлунд, датчанин Томас Винтерберг, финн Аку Лоухимиес, македонец Дарко Митревски, а также молодой американский режиссер с русскими корнями Арье Посин, который в последний день фестиваля показал публике свой едкий сатирический шедевр "Чамскрабер". На пресс-показе журналисты устроили фильму овацию, на последовавшей затем пресс-конференции в открытую называли "Чамскрабер" лучшей лентой фестиваля, ее яркой финальной точкой, но все, как выяснилось, уже было предрешено...
Понять мотивы, по которым решили наградить фильм "Космос как предчувствие" главным призом "Золотой Георгий", сложно. Одни говорят о сочувственно-пристальном внимании президента ММКФ Никиты Михалкова к режиссерским поискам Алексея Учителя. Никита Сергеевич искренне хвалил действительно хороший фильм Учителя "Дневник его жены" и был сторонником включения его следующего фильма "Прогулка" в конкурс позапрошлогоднего ММКФ, который, впрочем, там особых лавров не снискал. Другие предполагают, что нашим руководителям киноотраслью надо было отчитаться "наверху" о необыкновенном взлете российского кино - особенно на фоне обидного поражения на Берлинском фестивале, где "пролетел" фильм Александра Сокурова "Солнце", и катастрофических итогах Каннского фестиваля, на котором российское кино представлено не было вовсе. Стучался в Канн со своей лентой и Алексей Учитель, но пробиться в число фаворитов мирового кино не смог. Что ж, награда нашла героя в Москве.
Между тем фильм "Космос как предчувствие" нельзя отнести к безусловным завоеваниям российского кино. У него есть некоторое количество сторонников, но в целом картина скорее все же обманула "массовые" ожидания. Блистательно снятая оператором Юрием Клименко, который создал завораживающую пластическую сюиту из пейзажей, портретов, туманов, она невнятна, на мой взгляд, по мысли, запутана по взаимоотношениям героев, клочковата по драматургии (см. рецензию в предыдущем номере). Не случайно "Космос как предчувствие" не заметило ФИПРЕССИ (это авторитетное жюри международных критиков заслуженно выделило блистательный шведский фильм "Гитара-монголоид). Не оценили работу Алексея Учителя простые зрители и фанаты-киноклубники (и те, и другие присудили свои награды американской ленте "Чамскрабер"). А жюри российских критиков во главе с доктором искусствоведения Натальей Нусиновой, присудившее свой приз ленте "Хроники обыкновенного безумия" Петра Зеленки, "Космос как предчувствие" в качестве претендента на свою награду даже не рассматривало - фильм не вошел у них в семерку соискателей. Но Большое жюри рассудило иначе...
Последствия этого решения могут быть для нас не очень веселые. Московский фестиваль уже переживал в советские времена опалу со стороны мировой режиссуры. Тогда корифеи кино перестали к нам ездить по той простой причине, что знали: все равно главный приз достанется советской картине, потом обязательно будет отмечена лента из стран социалистического содружества, потом наградят кого-то из развивающихся стран, ну и так далее. В итоге в предперестроечные времена Московский фестиваль оказался практически в изоляции, был на грани закрытия. Неужели те уроки ничему нас так не научили?
Другие призы ММКФ:
"Серебряный Георгий" за лучшую режиссуру - Томас Винтерберг ("Дорогая Венди").
Специальный приз жюри - "Вечная мерзлота" Аку Лоухимиеса.
"Серебряный Георгий" за лучшее исполнение мужской роли - Хамид Фаранеджад ("Левой, левой, левой").
"Серебряный Георгий" за лучшее исполнение женской роли - Весела Казакова ("Украденные глаза").