Пережив шок, большинство решило: ошибка! И ринулось в свои ЖЭУ, чтобы убедиться в этом. Но там их "успокоили": "Все правильно. Вон в коридоре висит стенд информации, там все сказано". Во все инстанции полетели жалобы.
Труднее всего пришлось получателям субсидий - тем, кому по бедности положена помощь государства в оплате жилищно-коммунальных услуг. Именно по ним больно ударила очередная новация родного правительства, исполненная местной властью. Называется это "новым порядком предоставления субсидий и расчета их размеров".
Несколько лет назад, подступаясь к неизбежным реформам в сфере ЖКХ, правительство РФ гарантировало социальную защиту малообеспеченным слоям населения. Был определен максимальный рубеж оплаты жилищно-коммунальных услуг - 22 процента от суммы общего дохода семьи. Кому приходится платить больше, тем, соответственно, помогает бюджет. Субсидии также положены семьям со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума. Для них еще в 2000 году курские власти приняли простейшую схему: в пределах социальной нормы жилья с каждого прописанного в квартире полагалось 50 рублей (половина тогдашнего МРОТ). Остальную стоимость услуг коммунальным предприятиям компенсировал федеральный бюджет (заметим - далеко не в полной мере). Малообеспеченных горожан этот уровень платежей вполне устраивал, тем более что по мере повышения МРОТ цифры в платежках не увеличивались. Так было до августа 2004 года, когда вышло постановление правительства РФ "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", которым как раз и определена новая методика расчетов. Исходя из него, правительство Курской области в марте этого года выпустило свое постановление. И оказалось, что более половины курян, получавших субсидии, утратили это право, а многим другим теперь положены доплаты от 7-8 рублей до 60-80. (По старой схеме государство доплачивало за них от 300 до 1100 рублей).
- Нас будто выставили за дверь - бесцеремонно, без предупреждения, - возмущается шофер Виктор Васильевич Тучков.
В семье Тучковых - пятеро. Кроме него и жены - мать-инвалид первой группы, сын-инвалид и сын-студент. Общий доход семьи - в пределах 9,5 тысячи рублей. Живут в трехкомнатной квартире, нынешняя стоимость коммунальных услуг перевалила за 1500 рублей. Недавно, по старой схеме, семья платила 280 рублей в месяц, новая сумма в платежной квитанции - 1470 рублей.
Не меньше озадачена крутым поворотом одинокая пенсионерка Надежда Терехова. За свою однокомнатную квартиру она платила 49 рублей, теперь должна вносить 405. Живет на пенсию, которая после недавнего повышения достигла 1755 рублей. Но ей все же небольшая субсидия идет, а вот ее ровесники, чей доход хоть на один рубль выше "магической цифры 2147" - таков нынче в Курске прожиточный минимум пенсионера - полностью отлучены от социальной помощи.
Объяснять этим бедным людям, почему они выпали из категории нуждающихся в поддержке, курские чиновники начали лишь после проявлений массового недовольства. По их утверждению, причина резкого сокращения числа субсидируемых в том, что правительство РФ постановило использовать для расчета не средний прожиточный минимум, а минимум, установленный для отдельных социально-демографических групп. В Курске для работающих он сейчас равен 2771 рублю, для детей - 2374, для пенсионеров- 2147. Если в малоимущей семье есть дети и старики, то эти суммы складывают и делят на число членов семейства. После чего выводится "поправочный коэффициент", с помощью которого вычисляется допустимая доля расходов конкретной семьи на оплату ЖКХ...
Разобраться в хитросплетениях новой методики простому смертному не под силу. Зато в первый же месяц после ее введения более половины из 23 тысяч получателей субсидий в Курске оказались "выставленными за дверь". При этом чиновники ставят себе в заслугу, что пожалели людей и до конца зимнего сезона не исполняли постановление правительства. И только теперь, когда не актуальна плата за отопление, составляющая больше трети цены всех коммунальных услуг, вводится новый порядок расчета субсидий. Но ведь следующая зима не за горами...
"Мы что-нибудь придумаем для облегчения участи малообеспеченных жителей, - в унисон обещают начальники областного и городского комитетов ЖКХ Виктор Калинин и Алексей Смирнов. - Может, поднимем величину прожиточного минимума, а может, снизим допустимую долю расходов на ЖКХ с 22 процентов до 18 или 16". Но это слабое утешение для бедняков, вынужденных уже сегодня ради оплаты квартиры сидеть на хлебе и воде. В Курске насчитывается около 3 тысяч семей, где среднедушевой доход не дотягивает до тысячи рублей. "Неужели лечить экономику можно только за счет бедняков и несчастных стариков?" - такой вопрос все чаще звучит на митингах. Впрочем, власть к народному возмущению безразлична, по крайней мере председатель областного правительства Александр Зубарев считает это "шумихой, вызванной скорыми выборами в областную Думу... "
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Ситуацию комментирует доктор социологических наук, доцент Российской академии государственной службы при президенте РФ Владимир ЛЕВАШОВ:
- В этом году правительство заложило в федеральный бюджет 6,3 миллиарда рублей на поддержку малоимущих при оплате услуг ЖКХ, но за чертой бедности у нас пятая часть населения. К тому же схема предоставления коммунальной помощи такова и она так мала, что жаль тратить силы и время на оформление многочисленных документов. Поэтому сейчас пользуются субсидиями лишь около 16 процентов россиян.
Изношенность коммуникаций в ЖКХ приближается к 70 процентам, а местами, как в Корякии, достигает 100. Но никакого влияния на улучшение материального положения граждан, как и на развитие социально-бытовой сферы, коммунальные субсидии не оказывают. С экономической точки зрения такое движение бюджетных денег - переливание из пустого в порожнее. Зато создает иллюзию поддержки беднейших слоев населения. Сегодня надо не перекладывать бюджетные деньги из одного кармана в другой, а значительно поднимать зарплаты, пенсии, пособия. Тогда граждане будут платить за ЖКХ самостоятельно, и эти деньги пойдут на реформу коммунальной системы.