ИЗ ВАХХАБИТОВ - В ФЕРМЕРЫ

Дорога в Карамахи - дорога в горы. Через леса и ущелья. От Махачкалы около двух часов езды. ...В центре селения у разрушенного бывшего здания администрации собрались мужчины и мальчишки. Женщин почти не видно. Вспоминают, как в середине 90-х появился в селе иорданец с религиозной литературой на арабском языке, проповедующий ваххабизм. Обучал всех желающих от мала до велика.

Сельчане тогда обрадовались: дети через год могли что-то сказать по-арабски. Вскоре 250 карамахинцев называли себя ваххабитами. Они объявили суверенитет, захватили власть, перекрыли на подступах к селу горную дорогу. Федеральной власти не подчинялись и в Карамахи никого не пропускали. Объявили, что отныне село живет по законам шариата.
- Свадьбы проходили без музыки и песен, невесело, - вспоминает один из моих собеседников, - ваххабиты не позволяли, не положено.
- Пить спиртное совсем запрещали, - вздыхает другой мужчина, - если на улице попадался выпивший человек или даже с запахом алкоголя, то принародно получал 40 ударов палкой.
- Да еще угрожали односельчанам, не перешедшим на их сторону, - рассказывает о том периоде заместитель министра по национальной политике Дагестана Загир Арухов. - Многие родители опасались отпускать детей учиться, оставляли сидеть дома. Молодежь уклонялась от призыва в армию, но в то же время проходила "альтернативную" службу в бандформированиях в Чечне. Сколько ни пытались договориться - ничего не получалось.
...После штурма федеральными войсками в руинах осталось все село, 1850 домов и административных зданий. Многие, покидая родные места перед военными действиями, прощались с Карамахи. Никто и не предполагал, что село будут вновь отстраивать. Но начали выплачивать компенсацию за разрушенные дома, и местные жители стали возвращаться. Вместе с ними вернулись и три семьи ваххабитов. Они покаялись, попросили прощения у односельчан, и им позволили остаться.
За четыре года разрушенное в ходе боевых действий село преобразилось. Не только дома и подворья возвели, но и здания больницы, милиции и школы.
- В наших семьях не меньше 4-5 детей, - говорит директор школы Салавтин Гаджибагомедов. Он, как и большинство сельчан, родом из Карамахи. - В прежней маленькой школе дети учились в три смены. Новое здание просторное. И занятия проводятся в одну смену. А школа в селе русская. Хотя и родной язык, и "Азбуку ислама" дети тоже изучают.
В новых домах провели свет, связь, подвели воду и газ. Не восстанавливают только дома ваххабитов: им в село обратной дороги нет. По местным меркам, Карамахи - зажиточное село. В основном все жители, а это 5326 человек, - фермеры. Только администрация, учителя, врачи и милиция получают зарплату. Кстати, у учителей она здесь самая высокая - 2500 рублей.
Кругом горные склоны расчерчены аккуратными огородными грядками. Когда-то здесь было семеноводческое хозяйство. Выращивали элитные сорта картофеля. И сейчас "синеглазка" на 90 процентов остается "стратегическим" товаром. "КамАЗами" везут картошку на российские рынки вплоть до Москвы и Петербурга. На каждом подворье бычки, бараны, овцы, козы, куры. В садах - яблони, груши, абрикосы. За лето, говорят, семья выручает до 150 тысяч рублей.
- Всех жителей поставили на диспансерный учет, - уточняет картину нынешней карамахинской жизни главврач Шахрудин Гаджиев. Если до войны в селе вообще не было врачей, то сейчас 5 специалистов: хирург, терапевт, гинеколог, стоматолог и педиатр. Операцию если понадобится - сделаем.
Жизнь в селе явно налаживается. Но черные дни забудут не скоро. И в один голос уверяли сельчане, они и близко не подпустят к Карамахи тех, кто попытается нарушить мирную жизнь. Прошлых ошибок уже не повторят.