Желающих посетить "Мосфильм" оказалось немало - два автобуса было забито фестивальным любознательным народом. Нашей группе в экскурсоводы досталась ослепительно красивая девушка Юля. Очевидно, другим на "Мосфильме" и не место. Обойти 34 студийных гектара на Воробьевых горах за полтора часа экскурсии - нереально. Поэтому нас ведут только на самые интересные объекты.
Заходим в "Музей ретроавтомобилей", который больше похож на гараж таксопарка, чем на музейную экспозицию. Ухоженные машины чинно замерли в два ряда. У каждой - табличка с указанием марки, года выпуска и фильмографией. Все 80 автоэкспонатов, от американского лендлизовского "Виллиса" до горбатого "Запорожца" - "на ходу" и время от времени где-нибудь "снимаются". На этой "Волге" ГАЗ-21 дублерами Иннокентия Смоктуновского выполнялись все трюки в фильме "Берегись автомобиля". Сидя за ее же рулем в картине "Бриллиантовая рука", Анатолий Папанов произнес свою коронную фразу: "Хто заказывал такси на Дубровку?". А вот этот гусеничный мотоцикл совсем недавно "сыграл" в фильме Николая Лебедева "Звезда". Режиссер высмотрел подобную модель в старой немецкой хронике. Ничего подобного ассистенты найти не смогли, и тогда студийные конструкторы и механики взялись за дело. По одной фотографии за четыре месяца они собрали это чудо техники, способное мчаться со скоростью 80 километров в час. Рядом стоит отливающий черным лаком "Мерседес Бенц", на котором в сериале "Семнадцать мгновений весны" ездил Штирлиц.
В другом зале - техника потяжелее: гонявшийся за бандой "Черной кошки" автобус "Фердинанд" из картины "Место встречи изменить нельзя"; забавная пожарка, снимавшая со скалы отца Федора в гайдаевских "12 стульях"; броневик 1916 года; полуторка военной поры... Самый старый экспонат - немецкий грузовик "Магирус" 1912 года с литым каучуком вместо шин. На съемки фильма "Цареубийца" во Владимир его доставили на железнодорожной платформе, но назад он приехал своим ходом. Самое дорогое авто - английский "Роллс Ройс" выпуска 1913 года, в списке "киновладельцев" которого значатся царь Николай II, Ленин и Серго Орджоникидзе. Из машин поменьше - трехколесный велосипед, на котором ездила Любовь Орлова в ленте "Цирк", личные велосипеды Ленина и Крупской, которые "отыграли" свое в кинолениниане...
Заходим на натурную площадку, где уже два месяца отстраивают сразу две московские улочки начала XX века. Здесь будут снимать новый фильм Карена Шахназарова "Конь бледный" - экранизация известного романа Бориса Савинкова. Сам режиссер (на снимке) хозяйским шагом прохаживается по стройке и дает рабочим ценные указания, перекрикивая шум молотков и электрических пил. Дело в том, что все эти доходные дома, старинные особняки и даже церковь с колокольней строят из дерева и фанеры. Фасады покрывают масляной краской "под камень". В кадре - не отличишь от настоящих. А через месяц объект должен быть сдан "под ключ". Наверное, поэтому многочисленные рабочие (в основном таджики) не обращают внимания на экскурсантов. Скорее всего, привыкли. Ведь этими тропами здесь ходит по пять-шесть экскурсий ежедневно, что стало одной из стабильных статей дохода по-прежнему находящейся в собственности государства студии.
Входим в главную студию звукозаписи, которая способна вместить до 200 музыкантов одновременно. Мы застали за работой большой хор, слаженно выпевающий фразу "Слепит глаза накатанная сталь". Акустика зала уникальна: обшитые деревом стены ощериваются специфическими выступами и буграми, пол из корабельного бруса. Чувствительные микрофоны студии недавно очень понравились Мишелю Леграну, который здесь записывал свою музыку к новому российскому фильму "Янтарные крылья". К сожалению, пока это единственная в стране студия, где можно писать музыку в формате "Долби Дижитал Сюраунд".
Иностранные кинематографисты - гости ММКФ - были поражены размахом увиденного. Французский критик Ив Тораваль с сожалением признался, что в его стране могут выживать только очень маленькие студии, да и те в основном снимают не на пленку, а менее качественным способом - на "цифру". Так что наш "Мосфильм" - по-прежнему одна из крупнейших студий мира.