МОСТ В ТУНДРЕ - ЭТО НЕ ПРОСТО

- Был такой случай: приезжаю на один из наших объектов, смотрю - работа кипит, а посреди строящейся дороги бутафорский чум стоит. Какой-то оленевод решил таким образом выразить протест против промышленного освоения тундры. Строители на чум - ноль внимания, только осторожно объезжают его и дальше прокладывают дорогу. Я впервые столкнулся с такой ситуацией. Обычно противоречий у нас с коренным населением не возникает, так как все спорные вопросы "утрясаются" еще на уровне проекта...

Рашит Халилович Гарипов, первый заместитель генерального директора "Мостостроя-12", улыбается: ему за 20 с лишним лет работы на Севере много пришлось повидать, а вот с пикетчиком в тундре встретился впервые.
- Ну и чем закончился протест оленевода?
- Договорились по-хорошему. Вместо упреков и жарких споров со строителями он обратился с просьбой: хоть бензина дайте.
- И дали?
- Конечно, почему не поделиться? Ведь в тундре живем...
В "Мостострое" считают, что проложить мостик между людьми "на северах" не менее важно, чем перекинуть его через реку. Иначе, каким бы замечательным строителем ты ни был, мало что получится. А у них получается: за семь лет работы предприятие стало постоянным деловым партнером Газпрома, ряда нефтяных компаний, администрации Салехарда. За это время построено 150 километров оснований и покрытий дорог, более 3000 метров мостов, 48 труб диаметром от двух до шести метров (о них - чуть позже).
География работ обширна: по словам мостостроителей, у них более 30 участков по всей стране. И все же главными строительными площадками остаются Ямбург и Заполярка. Здешние объекты особенно сложны по структуре и по уровню исполнения. Например, от базового города газовиков - Нового Уренгоя до вахтового поселка Ямбург тянется по вечной мерзлоте, пересекая Полярный круг, уникальная автомобильная трасса (осталось проложить 11 километров). Она проходит по нескольким климатическим и географическим зонам, построена с учетом резких перепадов температур (здесь утром может быть +4, к вечеру -30, ночью 0 градусов) и способна выдержать самую тяжелую технику. Ведь стотонные фуры на ямальских дорогах - обычное явление.
Трассы с твердым покрытием появились в Ямало-Ненецком округе сравнительно недавно - в конце 70-х, с приходом газовиков. Северяне до сих пор вспоминают, как в колее застревали многотонные "Уралы", как уходила под лед тяжелая техника, как ни один "зимник" (трасса, проложенная по снегу) не мог выдержать транспортных колонн, направлявшихся к новым газовым кладовым... С тех пор многое изменилось, но и сегодня округ занимает последнее место не только в алфавитном списке российских регионов, но и по количеству автомобильных трасс с твердым покрытием.
Построить дорогу или мост в тундре - дело непростое. Тут вам не земля, требуется особенная тщательность как в проекте, так и в его реализации. Кстати, 80 процентов проектных работ "Мостострой-12" осуществляет своими силами. Так надежнее. "Я не помню ни одного случая, чтобы наша дорога провалилась, - говорит Р. Гарипов. - А ведь каждую трассу, каждый мост я с закрытыми глазами узнаю".
Большинству сооружений аналогов в мире не существует. Природно-климатические условия округа, а здесь, кроме тундры, лесных зон и болот, много больших и малых рек, озер, заставляют специалистов искать неординарные инженерно-технические решения. Так, в "Мостострое" при непосредственном участии генерального директора Александра Забарского разработана уникальная технология строительства малых мостов. Суть ее состоит в том, что вместо традиционных мостовых пролетов в реку укладываются трубы большого диаметра. Они способны пропустить достаточное количество воды и не перегораживать реку. Такие конструкции позволяют в 3 - 4 раза сокращать сроки строительства и, главное, сохранять в целости дороги во время паводков. В этом году, например, строители сумели обеспечить проезд нефтяникам к месторождению "Приобское" (в прошлом году они были отрезаны от месторождения паводком), до июня продлили жизнь зимнику, ведущему к поселку Тазовский. Со временем сюда будет проложена асфальтовая трасса. Но это уже - в рамках обустройства Заполярного месторождения, где создается не только мощная добывающая база, способная обеспечить энергетическую безопасность России и Европы, но и необходимая инфраструктура, от которой зависит эффективность работы газопромышленного комплекса.
"Мостострой-12" построил на Заполярке свой второй по счету асфальтовый завод (первый действует на Ямбурге), которым все гордятся и иначе, как красавцем, не называют. Его производительность - 150 тонн асфальтобетонной смеси в час. Завод станет главным поставщиком асфальтовой смеси для новых трасс, в том числе и на полуострове Ямал.
Строители уже получили устное предложение от Газпрома принять участие в освоении полуострова, куда устремлены стратегические интересы газодобывающей компании. Как сказали в "Мостострое-12", уровень подготовки специалистов и техническое оснащение позволяют им взяться за этот сложный участок.