ЛЕТИ, ПИСЬМО, С ПРИВЕТОМ

В преддверии этого праздника корреспондент "Труда" встретился с генеральным директором управления федеральной почтовой службы "Московский почтамт" Владимиром МАКАРОВЫМ, чтобы обсудить проблемы доставки корреспонденции и узнать, каковы перспективы развития почтовых услуг.

- Владимир Борисович, какие сроки доставки писем по Москве предусмотрены нормативами?
- Три дня. Однако, к сожалению, только 80 процентов писем приходят в контрольные сроки, о чем свидетельствуют последние проверки Моспочтамта и Минсвязи.
- И чем объяснить, что корреспонденция из одного района столицы в другой порой идет несколько дней?
- Эта проблема - одна из наиболее острых, но мы ее активно решаем. Начали с того, что выявили ряд технологических причин, мешающих нормальной доставке. Цепочка сети Моспочтамта такова: письма вынимаются из почтовых ящиков и отправляются в сортировочные пункты (их в Москве девять). Там они сортируются по районам столицы и различным направлениям страны. Два раза в сутки машины отвозят корреспонденцию в "обменный пункт", так называемый цех номер 10 на Комсомольской площади. Водители каждого из девяти пунктов в определенное время должны привезти туда отправляемую почту и забрать свою. Вот тут и возникают сложности. В Москве сами знаете, какие транспортные пробки - почтовые машины простаивают часами...
- И что происходит?
- Автомашины с выемки опаздывают в сортировочные пункты, поэтому, скажем, утреннюю почту из Северного округа привозят во второй половине дня, а машина, пришедшая из Южного округа, уже ушла, и письма, адресованные в тот район, пролежат до следующего дня. А далее эта цепочка, включающая 3-4 перегрузки почты, продолжается до отделения связи.
- Что же делать, чтобы реально ускорить прохождение почты?
- Прежде всего мы решили как бы "поменять день с ночью", когда нет такого потока автотранспорта: с апреля начали вводить выемку почты с 8 вечера и до 2 часов ночи. Вводим ночные смены сортировщиков, которые обрабатывают корреспонденцию с таким расчетом, чтобы уже в 8 - 8.30 утра она прибыла на центральный пункт обмена. И с 8.30 до 9 машины уже из центра возвращаются в ПСУ. В 16 - 18 часов почта уже может быть в отделениях связи. К августу на вечернюю выемку будут переведены все автомаршруты. Это позволит части писем доходить даже быстрее контрольного срока.
- Вы говорили о том, что замедляет доставку почты еще и низкая механизация. Корреспонденция обрабатывается вручную...
- На сегодняшний день ситуация такова, что вся сортировка письменной корреспонденции идет вручную. К тому же у нас почти на всех этапах прохождения корреспонденции, в том числе и на сортировке, существует проблема кадров - людей не хватает. Конечно, мы вводим автоматизированные рабочие места. С прошлого года Министерство связи начало внедрять штрих-кодирование на заказных письмах, бандеролях, а мы - специальное устройство, считывающее этот код. Во всех ПСУ уже стоят по 3 - 4 машины, но их количество нужно увеличивать. Пока работники проходят обучение, набирают необходимый опыт. Здесь есть и другой момент - необходимость совершенствовать саму автоматизированную программу. Кроме того, для Москвы выпущены специальные отличительные конверты с синей полосой. Когда вся корреспонденция попадает в общий ящик, такие письма легко отсеять из общей массы. Уже сегодня каждый желающий может воспользоваться услугами так называемой "ускоренной почты". Цена на отправления здесь несколько выше, но и гарантированный срок доставки - 1 день. Если корреспонденцию нужно доставить за 2 - 3 часа, предлагаем курьерскую доставку. Так что уже есть подвижки и по срокам доставки, и по предлагаемым услугам.
- Расскажите, пожалуйста, почему многим жителям Москвы поменяли почтовые индексы?
- Мы изменили индексацию в 168 отделениях связи, чтобы облегчить сортировку писем и соответственно повысить скорость доставки. В Москве 9 округов, и они не соответствовали нашей структуре, что усложняло сортировку. Поэтому и изменились индексы: поменялись первые три цифры. Жителей соответствующих районов заранее оповещали - на подъездах, отделениях связи были объявления.
- А если, скажем, мне отправили письмо со старым индексом, - дойдет?
- Есть вероятность опоздания, но вы его обязательно получите.
- Мы говорили об ускорении прохождения почты в пределах столицы, а практикуется ли это на таких маршрутах, как Москва - Санкт-Петербург?
- Да, с апреля между нашими городами курсирует специальный почтовый транспорт - вечером выезжает из Москвы, а утром уже в Петербурге. Прохождение почты ускорилось на два дня. С июня ходит и грузовая машина, перевозящая посылки и бандероли. К примеру, почтовый вагон Москва - Петербург ходил через сутки и был в пути 20 часов, машина же управляется за десять. Разница существенная. Нами разрабатываются и другие направления. Кстати, перевозя почту на машинах, мы еще решаем и вопрос почтовой безопасности. Это дешевле, быстрее и надежнее.
- Кстати, о почтовой безопасности. Если приходит поврежденный конверт - ваши действия?
- В таком случае ставится штамп о повреждении, а почтальон должен вручить письмо лично в руки адресату. Дальше уже на усмотрение клиента - он может написать заявление о претензиях и подать его на свое почтовое отделение. Оно обязательно будет рассмотрено, и по каждому факту приняты меры.
- Когда получаешь почту через службу DHL или другую западную компанию, видишь, как красиво и аккуратно все упаковано. У нас же по-прежнему стандартная непрезентабельная бумага... ждут ли нас здесь изменения?
- Ждут, и большие. Министерством связи разработана принципиально новая тара, сегодня уже почти готовы к эксплуатации четыре вида различных гофрокартонных тар, полностью соответствующих мировым стандартам. Они очень удобны, легки, их несложно обрабатывать. О внешнем виде даже не говорю: просто подчеркну еще раз, что это вполне современная тара, отвечающая всем техническим и эстетическим требованиям. Кстати, цена будет доступная. Во всех отделениях связи появились красивые пластиковые пакеты для заказной почты, бандеролей, мелких посылок. Мы стремимся дать возможность клиентам выбрать лучшее. Вообще, нововведений на почте будет в ближайшее время немало.
- Что еще, например?
- Мы вводим электронный перевод денег. Теперь из Москвы во Владивосток можно перевести нужную сумму всего за сутки. Кроме того, в рамках проекта "Киберпочта" 20 отделений связи предоставляют разнообразные услуги Интернет. Деловые люди могут в любой момент зайти на почту, отправить сообщение по электронной почте или скачать информацию. Ведем переговоры об оплате счетов за мобильные телефоны. Совместно с DHL запустили ускоренную доставку. Сейчас клиент может выбирать, как отправить свою корреспонденцию: с курьерской почтой, либо экспресс, либо простой. В ближайшем будущем начинаем работать с налоговой инспекцией, будем доставлять их счета.
- А что касается пенсий: многим удобно было получать их дома. Сейчас же люди прикреплены и к другим структурам. Делается ли что-нибудь, чтобы пенсии носил почтальон?
- В свое время произошел большой отток пенсионеров, которые стали получать деньги в другом месте. Сейчас многие к нам возвращаются: мы предлагаем дополнительные услуги, удобные и доступные для всех пенсионеров. К примеру, в отделении связи можно открыть счет в Связьбанке или Банке Москвы, что дает возможность получать пенсию в любое время, когда и сколько нужно, причем с процентами. У пенсионеров также появилась возможность взять определенную сумму в кредит. На почте можно оплатить коммунальные услуги и провести ряд банковских операций. В данный момент у нас обслуживается около 700 тысяч пенсионеров, из них уже 160 тысяч имеют свой счет. Кстати, можно открыть счет, и при этом почтальон по-прежнему будет носить пенсию на дом...
- Традиционный вопрос, Владимир Борисович. С каким настроением почтовики встречают свой праздник?
- Вы знаете, сегодня у многих почтовых работников - а их только в Москве 17 тысяч - появилось ощущение перспективности их работы, того дела, которым они занимаются много лет. Началась почтовая реформа, на почту приходят новые технологии, мы будем постепенно возвращать себе те позиции, которые были утрачены. Так что у почты - хорошее будущее. Я хотел бы, пользуясь счастливой возможностью, поздравить всех почтовых работников с праздником, пожелать успехов в их нелегком, но очень важном и нужном деле.